Роль божественной комедии в мировой литературе
На рубеже XIII и XIV веков Данте открыл пути для новой ренессансной и новой художественной мысли. За его плечами стояла многовековая культура Западной Европы, однако поэт затмил всю средневековую литературу. Без знания поздней античности и латинской литературы, игнорируя арабскую философию и схоластику, не познакомившись с поэзией провансальских трубадуров, нельзя понять произведений Данте. Эти знания обязательны, так же как и знание политических, социальных процессов того времени. Законный наследник культуры средневековья, Данте переосмыслил
Для того чтобы понять новаторство поэта, следует рассмотреть идейно-эстетическую основу средневековой литературы.
Важную роль в литературе того времени играла фантастика, при этом то, в чем мы сейчас видим религиозно-мистическую фантастику, обладало для людей средневековья вполне реальным содержанием. Средневековая литература оперировала только реальными фактами, решительно отвергая художественный вымысел: «все, что не «исторично», чего не было в действительности — обман, а обман от дьявола». Художественная литература была оттеснена на второй план, считалась не просто одним из «низших», но и подозрительным жанром, так как в ней всегда присутствовал элемент творческого вымысла. В «Комментарии к «Божественной комедии» Дж. Боккаччо жалуется, что в его время слово «поэт» было равнозначно слову «лжец», и приводит в доказательство высказывание блаженного Иеронима: «Песни поэтов суть пища дьявола». Средневековые поэты должны были ссылаться на аллегорический характер своих «басен» или же отстаивать их полную «историческую достоверность». Всякая попытка индивидуализировать, творить рассматривалась как происки дьявола.
В это время в Италии появляется Данте. Творческая индивидуальность гениального поэта пронизывает всю «Божественную комедию». Новаторство поэтических принципов Данте вызывает протест со стороны средневековых теоретиков и поэтов. Чекко д’Асколи, противопоставляя свою поэму «Божественной комедии», говорил: «Сказки мне всегда были противны».
Для Данте приемлема реальность художественного вымысла, хотя свою поэму он вполне искренно истолковывал как аллегорию. Он не сомневался в реальности существования потустороннего мира. Мир этот для него как для «последнего поэта средневековья» был реальным: в нем он искал обстоятельства, в которых раскрывались характеры его не вымышленных, а целиком исторических героев. Он стремился изобразить этот мир предельно правдиво, основываясь не только на наблюдениях над повседневной действительностью, но и на том, что он знал о рае, чистилище и аде как теолог.
Принцип построения повествования с использованием мотива путешествия, дороги является одним из самых давних в литературе. Дорога всегда привлекала внимание человека, именно тут героя поджидали неожиданные встречи, необычайные приключения.
Поэт в сопровождении поводырей путешествует по потустороннему миру, ведя бесконечные разговоры с душами, которых встречает на своем пути. Перед героем стоит благородная цель — найти путь к спасению человечества. Земной человек со всеми своими радостями, горестями, мыслями, страданиями попадает в мир вечности: Ад, Чистилище, а затем Рай.
Виды Ада наиболее поражают воображение читателя:
Древней меня лишь вечные созданья,
И с вечностью пребуду наравне.
Входящие, оставьте упованье.
Мотив вечности страдания является доминирующим в изображении Ада. По христианским представлениям, ад был сотворен триединым божеством: Отцом, Сыном и Святым Духом, которые символизировали высшую силу. Ад служил местом казни для падшего ангела Люцифера. Он был создан раньше всего преходящего, древнее его — лишь вечные создания (небо, земля и ангелы), и он будет существовать вечно.
Поэт изображает Ад как подземную воронкообразную пропасть, которая, сужаясь, достигает центра земного шара. Ее склоны опоясаны концентрическими уступами, «кругами» Ада. Грешные души не имеют надежды на спасение, каждая из них закреплена за своим определенным местом, где она предается страданиям. В преддверии Ада находятся ничтожные, которые не заслужили ни адских мук, ни райского блаженства. В жизни они ни к чему не стремились, поэтому вынуждены вечно бежать по кругу за увлекающим их стягом.
Переправившись через реку Ахерона, поэт в сопровождении Вергилия попадает в Лимб. Сюда отправляются души некрещеных младенцев и души всех добродетельных нехристиан. Среди них Данте видит четырех своих любимых поэтов: грека Гомера, автора сатир Горация, автора «Метаморфоз» Овидия и автора «Фарсалии» Лукиана. Здесь же взору поэта предстают знаменитые троянцы, легендарные предки римской славы. Так в «Божественной комедии» возникает тема античности. Поэт радостно чувствует свое родство с теми, кого видит перед собой. Доброчестивые души не ведают страданий.
Круг второй — обитель сладострастников, круг третий — чревоугодников, круг четвертый — скупцов и расточителей. В Стигийском болоте погрузли гневные, в горящей земле страдают за свое безверие еретики. В пропасти нижнего Ада тремя уступами, как три ступени, расположены три круга — седьмой, восьмой и девятый. В этих кругах карается злоба, орудующая либо силой, либо обманом.
Насилие менее гнусно, чем обман, и наказывается в ближайшем, седьмом круге. В восьмом круге, состоящем из десяти Злых Щелей, караются обманувшие не доверившихся (сводники и обольстители, льстецы и святокупцы, прорицатели и мздоимцы, лицемеры и воры, лукавые советчики и зачинщики раздора, подделыцики). В девятом круге, на самом дне Ада, образованном ледяным озером Коцитом, казнятся обманувшие доверившихся, то есть предатели: Каин — предатель родных, Антенор — предатель родины, Толомей — предатель друзей, Джудекка — предатель благодетелей.
Троих наиболее отвратительных — Брута, Касия и Иуду — терзает в трех своих пастях правитель Ада Дит (Люцифер):
Мучительной державы властелин
Грудь изо льда вздымал наполовину;
И мне по росту ближе исполин,
Чем руки Люцифера исполину.
Как отмечают многие исследователи, Данте достиг высокого уровня мастерства древних авторов, вступив в единоборство с непревзойденным Вергилием, и превзошел его. Сила воображения Данте была мощнее, чем фантазия народных певцов и сказителей. Одним из первых в истории европейской литературы новой эры он создал индивидуальную поэтическую систему и тем самым указал путь Боккаччо, Шекспиру и Сервантесу.