Развитие драматургии в мировой литературе 20 века

В основу драматургии было положено разрушение драматического материала. В пьесах нет локальной и исторической конкретности. Действие значительной части пьес театра абсурда происходят в небольших помещениях, комнатах, квартирах. Совершенно изолированных от внешнего мира. Подвергается разрушению временная последовательность событий.

Так, в пьесе Ионеско «Лысая певица» (1949) через 4 года после смерти труп оказывается теплым, а хоронят его через полгода после смерти..Два акта пьесы «В ожидании Годо» (1952) разделяет ночь, а «может

быть — 50 лет». Этого не знают сами персонажи пьесы. Локальная конкретность и временный хаос дополняются нарушением логики в диалогах. Бессмыслицу и сочетание не сочетаемого абсурдисты заимствовали у сюрреалистов и перенесли эти приемы на сцену.

Вместе с антипьесами Эжена Ионеско и Сэмюэла Беккета появились антипьесы Артюра Адамова. Но уже в конце 50-х гг. Артюр Адамов отказывается от, как он считает, «схематизирующей, упрощающей догмы» театра абсурда. и начинает писать политические пьесы, подражая «эпическому театру» Бертольда Брехта. Т. о., в драматургии 50-60-х гг. сосуществовали два крайних проявления:1.

модернистская «антидрама» — никаких тем, политики, идей, решений, характеров.

Все — абсурд. Показ абсурда — шок, а это уже решение. Задача — подвести и поставить человека перед лицом «пограничной ситуации», когда наиболее полно осознается абсурдность обыденной жизни и появляется возможность найти выход, решение, преодолеть абсурд.2. «политический театр» как разновидность эпического театра — крайнее проявление французской ангажированной послевоенной литературы.

Деятельность классиков театра абсурда не дала много шумный споров среди критиков и была высоко оценена. В 1969г. Беккету была присуждена Нобелевская премия.

Ионеско избрали в члены французской академии наук.

Суть драматической концепции Брехта: Брехт полагал, что мировой театр делится на две части: 1)драматический (аристотелевский, традиционный); 2) эпический. Традиционный театр уподобляется жизни. Зритель вовлекается в действие, главный тип восприятия — эмоциональный. Катарсис — моральное очищение через сопереживания от действий на сцене.

Эпический театр. Брехт: «Он рассказывает о событии, зритель — наблюдатель, стимулируется его активность, возбуждает интерес к ходу действия. Главное — разум». Требуется анализ ситуации, размышление над проблемами, ситуация умозрительная. Однако, все это — в идеале.

Всегда в умозрительной пьесе есть место чувствам. В традиционном театре главное — развязка. В эпическом — то, что происходит по ходу действия. Результат не так важен, так как он дан в условиях задачи. Брехт делал пьесы по известным сюжетам («Жизнь Галилея», например), чтобы показать условность концовки.

Важно КАК это сделано, какие рассуждения применяются по ходу пьесы.

Эффект отчуждения — главный принцип драматургии Брехта. Это — определенная сис-ма приемов, с помощью которой драматург отчуждает зрителя. Искусственность, сделанность, условность — вот что присутствует в брехтовских произведениях. Разрушается принцип достоверности. Приемы, служащие воплощению эффекта отчуждения: 1) песенные номера (функции песен: разрушение реальности, антрактные ф-ции, ф-ции комментария.); 2) Фигура ведущего для формальной организации сценического действия.

Он дает комментарий, рассуждает, предлагает варианты развития действия. Это разрушает иллюзию жизнеподобия; 3) Маски (обезличенность, предельная обобщенность героев).

Театральные постановки Дюрренматта были неоднозначны: он стремился стимулировать зрителя к собственным суждениям. Как и Бертольт Брехт, активно применял «эффект отчуждения», совокупность приемов, при помощи которых привычные вещи

Переплетаются, общеизвестные факты ставятся под сомнение и вскрываются глубокие противоречия в обществе. Он вообще считал, что трагикомедия — «единственная драматическая форма, с помощью которой сегодня можно передать трагическое».

Такой была и принесшая ему первый успех пьеса «Визит старой дамы» о возвращении пожилой миллиардерши в родной город. «Старая дама» Клара Цаханассьян привозит с собой гроб для неверного возлюбленного, предавшего ее в дни юности.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Вы сейчас читаете сочинение Развитие драматургии в мировой литературе 20 века