Роль авторских ремарок в пьесе Островского «Гроза»

«Народная трагедия» Островского «Гроза» относится к драматическому жанру. Принадлежность к этому жанру определяет всю композицию произведения. В этой драме затрагиваются многие важные аспекты жизни мещанства и купечества в конце 50-х годов XIX века, и автор не может не выразить своего мнения, но для драматического жанра средства выражения авторской позиции не очень разнообразны: через ремарки, через определенного героя и через имена, композицию и т. д.

По мере развития русской драматургии изменялась и роль ремарок. У Грибоедова

это в основном описание действий, а у Чехова они несут и очень большую смысловую нагрузку. Пьесы Островского предназначались и для чтения, поэтому ремарки его хотя и состоят из довольно коротких вставок, но несут большой внутренний потенциал.

Ремарки в «Грозе» описывают пейзаж, обстановку, героев и их поведение.

Лексика, используемая в комментариях действий, придает им более определенное значение: «Кабанов бросается бежать», и не «бежит».

Пейзаж описывается подробно только в нескольких случаях: действия I и IV с видом на Волгу и овраг (сц. 2, д. III). В этих сценах Катерина освобождается от человеческих

законов и обычаев и отдается природным порывам.

Можно дополнить вид на Волгу в «Грозе» («Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сельский вид») пейзажем из «Бесприданницы», действие которой тоже происходит «на высоком берегу Волги»: «Вид на Волгу, на большое пространство: леса, села и проч.». И мы видим, насколько жестокий, замкнутый мир Кали-нова отличается от внешнего, безудержно-огромного мира, мы понимаем, почему Катерина так мечтает вырваться из города и полететь над Волгой, над лугами («Вылетела бы в поле и летала с василька на василек по ветру, как бабочка»).

Чувство иной свободы — раскованности, вседозволенности — вызывает в нас ночной пейзаж оврага («Овраг, покрытый сверху кустами; наверху забор сада Кабановых и калитка; сверху тропинка»). Этот овраг создает ощущение безвыходности, смягчаемое ночной тьмой.

Отсутствуют ремарки, описывающие дом Кабановых. С одной стороны, это значит, что дом Кабановых такой же, как и многие другие, то есть подчеркивается типичность семьи. Но с другой — можно предположить, что комнаты пусты, а если дом символизирует души своих владельцев, то и души Кабанихи и Тихона пусты.

Лишь немного описывается дом Кабановых в III действии, сцена 1: «Улица. Ворота дома Кабановых, перед воротами скамейка». Но это описание внешнее, без подтекста.

В течение пьесы характеры героев не изменяются, а раскрываются, но прямых описаний персонажа (как, например, у Гоголя и Ревизоре») нет.

Главные герои — Катерина и Кабаниха — раскрываются на протяжении всей пьесы, а у некоторых персонажей характера вообще нет.

Это Борис, которого, по мнению Добролюбова, следует отнести скорее к обстановке; и Тихон, о котором в списке действующих лиц сказано просто: «ее (Кабанихи) сын», действительно, предстает перед нами лишь как сын Кабанихи, а не личность.

Об одежде ремарки очень общие: «Все лица, кроме Бориса одеты по-русски» (с помощью этого выделения Бориса Островскш показывает, что сначала Борис отличался от жителей Калинова, н< Калинов затягивает в себя и не отпускает, и даже одежда не защи тила Бориса от всепроникающей обстановки города.

Ремарки в пьесе «Гроза» служат для раскрытия авторской позиции и авторского мнения, для характеристики героев и описаню природы и являются одной из незаменимых частей пьесы.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Роль авторских ремарок в пьесе Островского «Гроза»