Роль пейзажа в пьесе «Гроза» и «Вишневый сад»

Пьесы А. Н. Островского «Гроза» и А. П. Чехова «Вишневый сад» различны и по проблематике, и по настроению, и по содержанию, но художественные функции пейзажа в обеих схожи. Та нагрузка, которую несет пейзаж, отражена и в названиях этих произведений. Пейзаж у Островского и Чехова является не только фоном, природа становится действующим лицом, а у Чехова вишневый сад является одним из первостепенных персонажей.

В обеих пьесах пейзаж удивительно красив, хотя трудно сравнивать захватывающие волжские виды, открывающиеся с того места,

где расположен город Калинов, с маленьким, по сравнению с великой русской рекой, вишневым садом. Колоритный волжский пейзаж подавляет своей красотой, суровой и могучей. На его фоне человек кажется мелкой букашкой, ничтожеством по сравнению с необъятной, сильной рекой. Вишневый сад — это укромный, спокойный уголок. Он красив той тихой, милой, уютной красотой, что так притягивает человека к родному дому. Красота природы постоянно оказывала влияние на души и сердца людей, если, конечно, в них еще жива личность и не очерствело сердце. Так, Кулигин, очень мягкий, слабый, но добрый и чуткий человек, всю жизнь не мог наглядеться
на красоту Волги-матушки. Катерина, эта чистая и светлая личность, выросла на берегу Волги и полюбила всем сердцем реку, которая была ей и другом, и защитником в детстве. Отношение к природе являлось у Островского одним из критериев оценки человечности. Дикой, Кабаниха и другие послушные подданные «темного царства» равнодушны к красоте природы, в глубине души боятся ее. Так, для Дикого гроза — это кара Божия за грехи.
Герои «Вишневого сада» Раневская, Гаев и все, чья жизнь долгое час была связана с вишневым садом, любят его: нежная, тонкая красота цветущих вишневых деревьев оставила неизгладимый след в их душах. Все действо пьесы происходит на фоне этого сада. Он все час незримо присутствует на сцене: о его судьбе говорят, его пытаются спасти, о нем спорят, философствуют, о нем мечтают, его вспоминают.

У Островского пейзаж дополняет действо. Так, объяснение Катерины с Борисом происходит на фоне прекрасной летней ночи, ее покаяние — во час грозы в полуразрушенной церкви, где из всех фресок уцелела лишь картина ада.

Для Раневской и Гаева вишневый сад — родовое гнездышко, малая родина, где прошли их ребячество и молодость, тут родились и угасли их лучшие мечты и надежды, вишневый сад стал частью их самих. Продажа вишневого сада символизирует конец их бесцельно прожитой жизни, от которой остались одни горькие воспоминания. Эти люди, обладающие великолепными душевными качествами, прекрасно развитые и образованные, не могут сохранить свой сад, лучшую часть своей жизни. Аня тоже выросла тут, но она еще очень молода, полна жизненных сил и энергии, поэтому она расстается с вишневым садом с легкостью, с радостью, для нее это освобождение, шаг в новую жизнь. Она стремится навстречу новым жизненным испытаниям, мечтая посадить новый сад, лучше прежнего.

Но в старом саду, в заколоченном доме, остался умирать заброшенный всеми старый Фирс. Вишневый сад не отпускает никого просто так, так же как не дает человеку покоя его прошлое. Вишневый сад — это символ жизни, символ прошлого и будущего. Он бессмертен, как бессмертна сама жизнь. Да, его вырубят, да, на его месте построят дачи, но новые люди посадят новые вишневые сады, и все стартует заново.

В момент покаяния Катерины разразилась гроза, пошел дождина, очищающий, смывающий все грехи. Но люди не столь милосердны: «темное царство» затравило героиню, которая осмелилась преступить его законы. Волга помогла Катерине уйти от невыносимой жизни, прекратила ее муки и страдания, дала ей покой. Смерть стала выходом из того тупика, куда загнали Катерину человеческая черствость и жестокость.

Пейзаж в пьесах Островского и Чехова подчеркивает, кроме всего прочего, несовершенство, мелочность человеческих отношений перед лицом холодной и прекрасной природы.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Роль пейзажа в пьесе «Гроза» и «Вишневый сад»