Образ Катерины по пьесе Островского «Гроза»

Катерина Кабанова — один из главных персонажей пьесы А. Н. Островского «Гроза». Это молодая женщина, еще не имеющая детей и живущая в доме свекрови, где, помимо них с мужем Тихоном, живет еще и незамужняя сестра Тихона, Варвара.

Катерина уже какое-то время влюблена в Бориса, живущего в доме Дикого, — осиротевшего его племянника.

Пока муж находится рядом, она мечтает о Борисе тайком, но после его отъезда Катерина начинает встречаться с молодым человеком и вступает с ним в любовную связь, при пособничестве невестки, которой связь

Катерины даже выгодна.

Основной конфликт в романе — это противостояние Катерины и ее свекрови, матери Тихона, Кабанихи. Жизнь в городе Калинове — глубокое болото, которое все глубже и глубже засасывает. «Старые понятия» довлеют надо всем. Что бы ни сделали «старшие», им все должно спустить с рук, вольномыслия здесь не потерпят, «барство дикое» здесь чувствует себя, как рыба в воде.

Свекровь испытывает ревность к молодой привлекательной невестке, чувствуя, что с женитьбой сына, ее власть над ним держится только на постоянных упреках и моральном давлении. В невестке, несмотря на ее зависимое положение,

Кабаниха чувствует сильного противника, цельную и не поддающуюся ее самодурскому гнету натуру.

Катерина не испытывает к ней должного почтения, не трепещет и не глядит Кабанихе в рот, ловя ее каждое слово. Она не разыгрывает печали, когда муж уезжает, она не пытается быть полезной свекрови, чтобы заслужить благосклонный кивок — она другая, ее натура сопротивляется давлению.

Катерина — верующая женщина, и для нее грех — это преступление, которое она не может утаить. В доме родителей она жила так, как хотела, и делала то, что ей нравилось: сажала цветы, истово молилась в церкви, испытывая чувство просветления, с любопытством слушала рассказы странниц. Ее всегда любили, и характер у нее выработался сильный, своевольный, она не терпела никакой несправедливости и не могла лгать и лавировать.

У свекрови же, однако, ее ожидают постоянные несправедливые попреки. Она виновна в том, что Тихон не проявляет, как прежде, должного почтения к матери, да и от жены его не требует. Кабаниха попрекает сына тем, что он не ценит страдания матери во имя него.

Власть самодурши ускользает из рук прямо на глазах.

Измена невестки, в которой впечатлительная Катерина призналась прилюдно — это повод Кабанихи ликовать и повторять:

«А я же говорила! А никто меня не слушал!»

Все грехи и прегрешения оттого, что воспринимая новые веяния, не слушают старших. Мирок, в котором старшая Кабанова живет, вполне ее устраивает: власть над домашними и в городе, богатство, жесткое моральное давление над домашними. Это жизнь Кабанихи, так жили ее родители, и их родители — и это не менялось.

Пока девушка молода, она делает то, что хочет, зато выйдя замуж, она как умирает для мира, появляясь с домашними только на базаре и в церкви, да изредка в людных местах. Вот и Катерина, придя в дом мужа после вольной и счастливой молодости, тоже должна была символически умереть, но не смогла.

То же ощущение чуда, что вот-вот нагрянет, ожидание неизвестного, желание влететь и воспарить, что было с ней с ее вольной юности, никуда не пропало, и взрыв все равно бы произошел. Пусть не связью с Борисом, но Катерина бы все равно бросила вызов тому миру, в который пришла после замужества.

Катерине было бы легче, люби она мужа. Но каждый день наблюдая, как Тихон беспощадно подавляется свекровью, она растеряла и чувства, и даже остатки уважения к нему. Она его жалела, время от времени подбадривая, и даже не сильно обижаясь, когда униженный матерью Тихон вымещает на ней свою обиду.

Борис кажется ей другим, хотя он находится из-за сестры в таком же униженном положении, как и Тихон. Поскольку Катерина видит его мельком, она не может оценить его душевных качеств. А когда две недели любовного дурмана развеиваются с приездом мужа, она слишком занята душевными терзаниями и своей виной, чтобы понять, что его положение не лучше положения Тихона.

Борис, все еще цепляясь за слабую надежду, что ему что-то достанется из состояния бабушки, вынужден уехать. Он не зовет с собой Катерину, на это его душевных сил не хватает, и он уходит со слезами:

Выхода у Катерины нет. Невестка бежала, муж сломлен, любовник уезжает. Она остается во власти Кабанихи, и понимает, что та теперь не спустит провинившейся невестке ничего… если уж и раньше бранила ее ни за что.

Дальше — это медленная смерть, ни дня без попреков, слабый муж и нет никакой возможности видеть Бориса. И верующая Катерина предпочитает всему этому страшный смертный грех — самоубийство — как освобождение от мук земных.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Образ Катерины по пьесе Островского «Гроза»