Отражение трагедии личности семьи народа в поэме Ахматовой «Реквием»

Поэма Анны Ахматовой «Реквием» была написана в страшные для нашей страны годы — с 1935 по 1940. В этот период неслыханные вещи происходили в Советском Союзе: шел великий и неоправданный геноцид собственного народа. Миллионы томились в застенках, многие были объявлены врагами народа без объективных причин.

Несправедливость, унижения и смерть воцарились на русской земле.

Произведение носит название «Реквием» не случайно. Реквием — это заупокойная месса. Назвав так свою поэму, Ахматова открыто заявляет о том, что это — надгробное

слово, посвященное всем погибшим в страшные времена сталинских репрессий, а также тем, кто страдал, переживая за своих репрессированных родных и близких, в ком от страданий умирала душа.

Это действительно погребальная песнь по усопшим и замученным в сталинских лагерях.

Великая русская поэтесса рассказала в своей поэме о вещах, рассказывать о которых принято не было. В самом начале произведения в прозаическом куске «Вместо предисловия» Ахматова вспоминает, как в одной из тюремных очередей ее спросили, может ли она описать все, что происходило. И тогда она ответила: «Могу».

Это «могу» прозвучало

как обещание, которое вопреки всему Ахматова исполнила. И пусть потом она навлекла на свою голову страшное постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», фактически запрещавшее печатать Ахматову, тем самым, лишив ее средств к существованию. Не это главное. Главное то, что в самый страшный час Анна Андреевна была со своим народом:

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл, —

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью был.

В основу произведения лег факт из биографии самого автора: сын Анны Ахматовой Лев Гумилев семнадцать месяцев провел в застенках. Таким образом, поэтесса рассказывает нам о личном горе, о горе своей семьи, но она использует свой частный случай для того, чтобы выйти на высокий уровень обобщения, чтобы рассказать нам о горе всего народа.

В стихотворении «Посвящение», начинающем поэму, впервые появляется мотив народного горя: «Перед этим горем гнутся горы, не течет великая река». Здесь автор использует личное местоимение «мы», а также глаголы в первом лице множественного числа ( подымались, шли, встречались), тем самым объединяя всех тех, кто стоял в тюремных очередях. В части первой общая трагедия переходит в личный план, лирическая героиня говорит о своих собственных переживаниях («За тобой, как на выносе, шла»), но тут же возникает образ стрелецкой женки, который с одной стороны подчеркивает тяжесть конкретного страдания, а с другой — помогает связать времена, сказать о типичности судьбы русской женщины.

Во второй части действие внезапно перемещается на Дон, где мы видим больную и одинокую женщину, у нее «муж в могиле, сын в тюрьме». Такой прием помогает создать картину воистину вселенского размаха горя: даже на далеком Дону есть жертвы страшного террора.

В эпилоге личное горе героини окончательно выходит на уровень народного горя:

И я молюсь не о себе одной,

А обо всех, кто там стоял со мною,

И в лютый холод. И в июльский зной

Под красною, ослепшею стеною.

Поэтесса берет на себя ответственность рассказать всем о трагедии: «…мой измученный рот, /Которым кричит стомильонный народ». И право говорить от имени народа у Ахматовой есть, ведь она была одной из тех, кто слышал «лишь ключей постылый скрежет // Да шаги тяжелые солдат», она стояла «как трехсотая, с передачею, // Под Крестами…».

В «Реквиеме» Ахматова размышляет обо всей Руси, которая безвинно корчилась в страданиях, и о каждой их своих «невольных подруг» по несчастью, которые седели и старились в бесконечных очередях.

Хотелось бы всех поименно назвать,

Да отняли список, и негде узнать.

Даже в новом горе и накануне смерти не забудет она о них. Поэтесса взывает к нашей памяти, памяти своих современников и будущих поколений. Она просит помнить о жертвах, так как самое страшное — это «забыть громыхание черных марусь, //Забыть, как постылая хлопала дверь, // И выла старуха, как раненый зверь».

А чтобы память о трагедии жила в народном сердце Ахматова просит свой памятник, если «когда-нибудь в этой стране» его задумают воздвигнуть, поместить не у моря, где родилась, не в царскосельском саду, где подружилась с музой, а у той страшной стены, где стояла она триста часов.

Поэма Анны Ахматовой «Реквием» — это осуждение насилия над личностью, приговор любому тоталитарному режиму, который базируется на крови, страданиях, унижениях, как отдельной личности, так и целого народа. Это произведение не просто заупокойная песнь, а предупреждение нам. Именно сегодня, когда осуществляются попытки оправдать действия советского правительства по отношению к своим гражданам, когда стала очевидна тенденция к приуменьшению размахов сталинских репрессий, поэма Анны Ахматовой звучит как нельзя более актуально. Потому что, говоря о народной трагедии, поэтесса призывает только к одному: «Не забыть!»



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Отражение трагедии личности семьи народа в поэме Ахматовой «Реквием»