Образ матери в поэме Ахматовой «Реквием»
Я возвращаюсь взглядом к уроков, посвященных творчеству русского поэта Анны Ахматовой (именно в мужском роде «поэта» — а не поэтессы, потому что Анна Ахматова так любила говорить), и будто вижу над собой, над моей школой, над моей страной тень матери — птицы, которая своими крыльями пытается защитить все, что является важным для людей. Что самое важное для матери? Дети. Семья. Мужчина. Семейное гнездо. Сохранить семью, своих детей — главная задача каждой женщины на земле. Поэтому для меня образ Анны Ахматовой и образ главной героини
«Реквием» Анна Ахматова писала долго — от 1935 до 1961 года. Это не просто отдельные стихи, которые впоследствии сложились в поэму, это целая жизнь женщины и ее ребенка, мужа, народа. Лирическая героиня должна была вынести много на своих плечах — аресты мужа и сына, выстаивание в очередях у тюрем. Она страдает и плачет над бедствием,
Как стрелковые знеславлені жены,
Под Кремлем буду выть и выть!
Тоска «стрелецких жен», вой за сыном, переходит в колыбельную песню. Так бывает, когда осаждает страшное горе — человек то смеется, то плачет, то одно говорит, то вдруг будто совсем о другом, потому что человек идет «словно лунатик. В мертвый мир. «
Иметь в поэме — и защитница ребенка, и та, кто в три утра через весь город идет к застенки, чтобы отстоять в очереди и узнать хоть что-то о своих родных. Она сердцем видит, как пытают родного сына:
Магдалина билась, рыдала,
Любой ученик в горе каменей,
Лишь на Мать, что, немая, стояла,
Никто взглянуть не смел.
Палачи понимают, что делают не по-человечески, им стыдно, но пока что они сильнее, и власть матери перед их властью — ничто. Ахматова поднимает образ матери, обычной женщины, до уровня библейской героини, потому что каждая женщина того времени прошла через страшные пытки сталинского режима, она знала, догадывалась о убийство близких, их смерть, она страдала и кричала, она несла в себе страшную боль и тоску.
Мои пальцы тянутся к клавишам пианино. Тоску можно выливать в музыке — в реквиеме. Ведь «реквием» — это музыкальное произведение, тоска по умершим. Звучит музыка. Кажется, расступаются стены — и в высокие храмовые башни поднимаются души тех, кто был замучен во времена тоталитарного режима. Люди в храме склоняют головы и молятся: «Пусть простятся им грехи их. » И над всеми ними — над живыми и неживыми — распростерла свои руки Мать, Хранительница, Защитница. Она никогда не покинет своих детей, она защитит. Если не на этом, то на том свете.