Образ матери в поэме Ахматовой «Реквием»

Я возвращаюсь взглядом к уроков, посвященных творчеству русского поэта Анны Ахматовой (именно в мужском роде «поэта» — а не поэтессы, потому что Анна Ахматова так любила говорить), и будто вижу над собой, над моей школой, над моей страной тень матери — птицы, которая своими крыльями пытается защитить все, что является важным для людей. Что самое важное для матери? Дети. Семья. Мужчина. Семейное гнездо. Сохранить семью, своих детей — главная задача каждой женщины на земле. Поэтому для меня образ Анны Ахматовой и образ главной героини

поэмы «Реквием» сочетается еще с одним национальным символом — образом Берегини. Это самая древняя богиня добра и защиты славян от всяческого зла. Женщина в длинной одежде подняла в благальній молитве руки к небу. Она будто просит у Бога защитить детей от бед, болезней, лютого зверя.

«Реквием» Анна Ахматова писала долго — от 1935 до 1961 года. Это не просто отдельные стихи, которые впоследствии сложились в поэму, это целая жизнь женщины и ее ребенка, мужа, народа. Лирическая героиня должна была вынести много на своих плечах — аресты мужа и сына, выстаивание в очередях у тюрем. Она страдает и плачет над бедствием,

которое выпало на ее долю, она также оплакивает судьбу всех людей, которые жили в то время в ее стране. Женщина — часть своего народа, она вместе со всеми несет бремя тяжелой судьбы: «Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, на горе, был». Читаешь поэму — и мурашки бегают под кожей. В отдельных небольших стихах Ахматова смогла донести до нас события того страшного времени, когда человека могли арестовать просто так — ночью «черные маруси» увозили людей в неизвестность, и узнать о них уже было очень трудно. Кто виноват, кто не виноват, а страдали все: и те, кого забирали, и те, от кого забирали. Николая Гумилева, первого мужа Анны Ахматовой, арестовали, но долго женщина не могла узнать о его судьбе. И только позже стало известно, что поэта расстреляли как контрреволюционера. Обвинения сыпались на людей градом, и откреститься от них было непросто. Люди признавались в не совершенных ими грехах только потому, что не выдерживали страшных мучений, издевательств, пыток. Но не только человек пострадал — даже сына Ахматовой и Гумилева арестовывают впоследствии, хотя на время смерти отца ему было всего девять лет. Разве он мог быть его политическим союзником? Для власти этих вопросов не существовало. Действовала страшная машина истребления тех, кто и во втором колене считался «врагом народа». Разве может пережить такое горе мать, разве может она не плакать кровавыми слезами, когда видит такую несправедливость? Поэтому и просит поставить памятник себе «не в царском саду», а вот здесь, «где я триста часов Стояла — и замок не відкривсь ни один». Читаешь о плач матери, когда от нее забирают ее сына, и действительно слышишь тот страшный плач, плач по умершему, который никогда больше не вернется к родному дому. В прошлом году мы ездили на похороны в Тернопольскую область и там мне впервые пришлось услышать похоронные причитания — люди вслух плачут и рассказывают и о жизни умершего, и о своем собственном боль. Так вот у Ахматовой такой же боль ощущается:

Как стрелковые знеславлені жены,

Под Кремлем буду выть и выть!

Тоска «стрелецких жен», вой за сыном, переходит в колыбельную песню. Так бывает, когда осаждает страшное горе — человек то смеется, то плачет, то одно говорит, то вдруг будто совсем о другом, потому что человек идет «словно лунатик. В мертвый мир. «

Иметь в поэме — и защитница ребенка, и та, кто в три утра через весь город идет к застенки, чтобы отстоять в очереди и узнать хоть что-то о своих родных. Она сердцем видит, как пытают родного сына:

Магдалина билась, рыдала,

Любой ученик в горе каменей,

Лишь на Мать, что, немая, стояла,

Никто взглянуть не смел.

Палачи понимают, что делают не по-человечески, им стыдно, но пока что они сильнее, и власть матери перед их властью — ничто. Ахматова поднимает образ матери, обычной женщины, до уровня библейской героини, потому что каждая женщина того времени прошла через страшные пытки сталинского режима, она знала, догадывалась о убийство близких, их смерть, она страдала и кричала, она несла в себе страшную боль и тоску.

Мои пальцы тянутся к клавишам пианино. Тоску можно выливать в музыке — в реквиеме. Ведь «реквием» — это музыкальное произведение, тоска по умершим. Звучит музыка. Кажется, расступаются стены — и в высокие храмовые башни поднимаются души тех, кто был замучен во времена тоталитарного режима. Люди в храме склоняют головы и молятся: «Пусть простятся им грехи их. » И над всеми ними — над живыми и неживыми — распростерла свои руки Мать, Хранительница, Защитница. Она никогда не покинет своих детей, она защитит. Если не на этом, то на том свете.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Образ матери в поэме Ахматовой «Реквием»