Образ Понтия Пилата и проблема совести

Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» можно назвать шедевром мировой литературы. Это произведение, написанное в начале прошлого века, не перестает будоражить и занимать умы миллионов читателей. Каждая глава этого романа является значимой, интересной, содержательной. Вереница разворачивающихся на страницах произведения событий перемежается с глубокими философскими размышлениями, затягивая читателя, не давая ему опомниться, заставляя его размышлять над вечными вопросами, переоценивать, пересматривать взгляды на жизнь.
Булгаков

писал свое произведение в тяжелое для страны время. Тоталитаризм и диктатура загоняли людей в жесткие рамки, лишая их свободы и права выбора. Писатель осуждал позицию власти, что, несомненно, отразилось в самом романе. Поэтому на протяжении всего произведения Булгаков поднимает сложные вопросы, касающиеся свободы личности, проблемы сложного нравственного выбора и ответственности за него.
На мой взгляд, эти темы тесно связаны с образом Понтия Пилата. Историю пятого прокуратора Иудеи начинает рассказывать Воланд. Читатель попадает в древний город Ершалаим, в котором общеизвестная библейская история раскрывается
по-своему, очень своеобразно. Примечательно, что главным героем этой истории является не подсудимый Иешуа Га-Ноцри, в котором мы без труда узнаем Иисуса Христа, а Понтий Пилат, его палач.
В Библии образ Понтия Пилата выглядит чересчур схематичным, нам даже не приходит в голову задуматься над тем, что чувствует и думает этот человек. Булгаков же уделяет этому герою огромное внимание, раскрывая нам свое видение этого исторического персонажа: на страницах романа перед нами предстает не свирепое чудовище, а несчастный человек.
Прокуратор сильно болен, его мучает страшная болезнь гемикрания: «Более всего на свете прокуратор ненавидел запах розового масла, и все теперь предвещало нехороший день, так как запах этот начал преследовать прокуратора с рассвета…. Да, нет сомнений! Это она, опять она, непобедимая, ужасная болезнь гемикрания, при которой болит полголовы. От нее нет средств, нет никакого спасения». Пилат ненавидит город, которым вынужден править. Он делает свою работу нехотя, через силу. Но однажды перед ним предстает совершенно необычный преступник.
Видя перед собой подсудимого Га-Ноцри, беседуя с ним, Пилат невольно проникается симпатией к этому «сумасшедшему философу». Игемон осознает, что перед ним на допросе стоит ни в чем не виновный человек, способный нести людям только добро. Он желает помочь Иешуа и даже сначала отменяет тому смертный приговор. Но затем раскрываются страшные подробности: подсудимый посмел сомневаться в величии власти кесаря.
Дело Га-Ноцри становится делом государственной важности. Прокуратор все еще пытается как-то спасти невинного Иешуа. Разговаривая с президентом Синедриона Иосифом Каифой, игемон отмечает, что в честь великого праздника Пасхи он считает необходимым из двоих преступников помиловать именно Га-Ноцри. Но первосвященник непреклонен: «Синедрион просит отпустить Вар-раввана».
Тем не менее, у прокуратора есть свобода выбора: последнее слова остается все-таки за ним. Но, испугавшись потерять свою высокую должность, игемон приговаривает Иешуа к страшной смертной казни. После объявления смертного приговора подсудимому Пилат чувствует, что совершает непоправимую ошибку: «мысли понеслись короткие, бессвязные и необыкновенные: «Погиб!», потом: «Погибли!…»
Расплатой за трусость для прокуратора стало бессмертие и вечные муки совести: «Бессмертие… Пришло бессмертие… Чье бессмертие пришло? Этого не понял прокуратор, но мысль об этом загадочном бессмертии заставила его похолодеть на солнцепеке».
После страшной и мучительной гибели Иешуа прокуратор мучается и желает какими-то уже запоздалыми действиями исправить свою ошибку. Но это уже не имеет смысла, игемон проклят за свою трусость: «ему ясно было, что сегодня днем он что-то безвозвратно упустил, и теперь он упущенное хочет исправить какими-то мелкими и ничтожными, а главное, запоздавшими действиями. Обман же самого себя заключался в том, что прокуратор старался внушить себе, что действия эти не менее важны, чем утренний приговор».
С момента подтверждения смертного приговора Пилат обрекается на вечные мучения. Каждый раз, когда он закрывает глаза и начинает засыпать, герой видит перед собой лунную дорогу, ведущую в бесконечность. Он мечтает идти вверх по этой дороге, ведя нескончаемые беседы с «сумасшедшим философом» Иешуа Га-Ноцри.
Но роман был бы незавершенным, если бы не разрешилась судьба Понтия Пилата. Этот герой, как и было обещано, оказался наказанным бессмертием. Теперь он вечно сидит на пустынной площадке в кресле вместе со своей преданной собакой Банга, впадает в забытье, но периодически мучается бессонницей и страдает от невозможности общаться с тем, кто единственный смог понять его.
Увидев Пилата, Маргарита умоляет Воланда отпустить его, избавить от вечных мук. Но Сатана отказывается сделать это, так как роман мастера был прочитан и за Пилата попросил сам Иешуа. Мастеру необходимо лишь завершить это произведение, сказав главные слова: «Свободен! Свободен! Он ждет тебя!» Пятый прокуратор наконец-то направляется, как он и мечтал, по лунной дороге к своему вечному собеседнику.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Образ Понтия Пилата и проблема совести