Народно поэтическое творчество
Народное поэтическое творчество — массовое словесное художественное творчество того или иного народа; совокупность его видов и форм, обозначаемая в современной науке этим термином, имеет и другие названия — народная словесность, устная словесность, народная поэзия, фольклор. Словесное художественное творчество возникло в процессе формирования человеческой речи. В доклассовом обществе оно тесно связано с другими видами деятельности человека, отражая начатки его знаний и религиозных — мифологических представлений. В процессе социальной
Коллективность устного народного творчества (означающая не только выражение мыслей и чувств коллектива, но, прежде всего — процесс коллективного создания и распространения) обусловливает вариативность, т. е. изменчивость текстов в процессе их бытования. При этом изменения могли быть
В процессе бытования жанры словесного народного творчества переживают «продуктивный» и «непродуктивный» периоды («возрасты») своей истории (возникновение, распространение, вхождение в массовый репертуар, старение, угасание), и это связано, в конечном счете с социальными и культурно-бытовыми изменениями в обществе. Устойчивость бытования фольклорных текстов в народном быту объясняется не только их художественной ценностью, но и медленностью изменений в образе жизни, мировоззрении, вкусах их основных творцов и хранителей — крестьян. Тексты фольклорных произведений различных жанров изменчивы (правда, в разной степени). Однако в целом традиционность имеет в народном творчестве неизмеримо большую силу, чем в профессиональном литературном творчестве.
Коллективность словесного народного творчества не означает его обезличенности: талантливые мастера активно влияли не только на создание, но и на распространение, совершенствование или приспособление текстов к потребностям коллектива. В условиях разделения труда возникли своеобразные профессии исполнителей произведений народного творчества. В некоторых странах Ближнего Востока и Средней Азии, на Кавказе сложились переходные формы словесного народного творчества: произведения, созданные определенными лицами, распространялись изустно, но текст при этом относительно мало менялся, имя автора обычно было известно и часто вводилось в текст (например, Токтогул Сатылганов в Киргизии, Саят-Нова в Армении).
Богатство жанров, тем, образов, поэтики словесного Н. т. обусловлено разнообразием его социальных и бытовых функций, а также способами исполнения (соло, хор, хор и солист), сочетанием текста с мелодией, интонацией, движениями (пение, пение и пляска, рассказывание, разыгрывание, диалог и т. д.). В ходе истории некоторые жанры претерпевали существ, изменения, исчезали, появлялись новые. В древнейший период у большинства народов бытовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, заговоры. Позже возникают волшебные, бытовые сказки, сказки о животных, догосударственные (архаические) формы эпоса. В период формирования государственности сложился классический героический эпос, затем возникли исторические песни, баллады. Еще позже сформировались внеобрядовая лирическая песня, романс, частушка и др. малые лирические жанры и, наконец, рабочий фольклор (революционные песни, устные рассказы и т. д.).
Несмотря на яркую национальную окраску произведений словесного народного творчества разных народов, многие мотивы, образы и даже сюжеты в них сходны. Например, около двух третей сюжетов сказок европейских народов имеют параллели в сказках других народов, что вызвано или развитием из одного источника, или культурным взаимодействием, или возникновением сходных явлений на почве общих закономерностей социального развития.
Вплоть до позднефеодальной эпохи и периода капитализма словесное народное творчество развивалось относительно независимо от письменной литературы. Позже литературные произведения активнее, чем прежде, проникают в народную среду (например, «Узник» и «Черная шаль» А. С. Пушкина, «Коробейники» Н. А. Некрасова; см. также об этом в ст. Вольная русская поэзия, Лубочная литература). С другой стороны, творчество народных сказителей приобретает некоторые черты литературы (индивидуализация характеров, психологизм и т. п.). В социалистическом обществе доступность образования обеспечивает равную возможность раскрытия дарований и творческой профессионализации наиболее одаренных людей. Разнообразные формы массовой словесно-художественной культуры (творчество песенников, частушечников, сочинение интермедий и сатирических сценок и т. п.) развиваются в тесном контакте с профессиональным социалистическим искусством; среди них определенную роль продолжают играть и традиционные формы словесного народного творчества Многовековое бытование обеспечило непреходящую художеств, ценность и длительное существование таких песен, сказок, преданий и т. д. которые наиболее ярко отражают особенности духовного склада народа, его идеалы, надежды, художеств, вкусы, быт. Этим обусловлено и глубокое воздействие словесного народного творчества на развитие литературы. М. Горький говорил: «. Начало искусства слова — в фольклоре». О записи народного творчества, его изучении и методологических принципах изучения