Поэтическое новаторство символистов

Литература конца XIX — начала XX столетия — один из интереснейших этапов развития мировой литературы. В сознании человечества еще живут прекрасные образы классической литературы XIX столетия, а уже новый век диктует свои критерии ценностей. Поэтому появляются литературные и художественные направления, течения, стили, среди которых новое литературное направление, которое получило название символизм. Поэзия, согласно теории символистов, должна подходить к действительности через тонкие наметки и полу-цвета. Красота и истина познаются не

сознанием, а интуицией. Символ для символистов — это не общепризнанный знак. От реалистического образа он отличается тем, что передает не объективную сущность явления, а собственное индивидуальное представление поэта о мире, чаще всего неопределенном:

      » Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене. (В. Брюсов «Творчество»).

Хотя творчество символистов было широко признано русской поэзией, родиной его считается Франция. Там символизм сложился как направление в 70-80 годах XIX столетия.

Большинство символистов выражали идеи декаданса, отбивая

пессимистические расположения духа, создавая символы смерти. Но к символам обращались и поэты, которые занимали прогрессивные позиции, например, бельгийский поэт Эмиль Верхарн, немецкий драматург Гауптманн, автор драмы «Затонувший звон», бельгийский драматург Метерлинк, автор драмы «Синяя птица».

Западноевропейская поэзия имела большое влияние на русскую литературу. Это влияние состояло в становлении новой концепции человека. Концепцию определили французские поэты Шарль Бодлер и Поль Верлен. Шарль Бодлер в знаменитых сборниках своих произведений «Цветы зла» и «Мали поэзии в прозе» признавал несправедливость существующего буржуазного мира, но симпатию к обездоленным выражал пессимистически.

Основоположником французского символизма справедливо считается Поль Верлен. Его произведения из сборников «Сатурнические поэмы», «Добрая песня», «Романсы без слов», «Мудрость» преисполнены мотивов грусти, одиночества, религиозной мистики.

Эти же мотивы переняли у французов русские символисты:

      Полностью жизни принять мы не смеем, Тяжести счастья поднять не умеем, Звуков хотим, — но созвучий боимся. Праздным желаньем пределов томимся, Вечно их любим, вечно страдая, И умираем, не достигая. (3. Гиппиус «Граница»).

Но большинство русских символистов не только поддержали сущность новой концепции, а и доработали ее, переосмысливая исторические события как собственные.

Развитие истории, развитие жизни считали достижениями внутреннего мира человека. Таким образом, если личность за короткий срок преодолеет суетность жизни, значит, она сумеет приобщиться к вечным законам, которые существуют не абстрактно, а конкретно:

      В моей душе лежит сокровище, И ключ поручен только мне! Ты право, пьяное чудовише! Я знаю; истина в вине (А. Блок «Незнакомка»).

Русские символисты старались объяснить сущность нового для русской литературы направления несколькими критическими статьями, но их искусство было оторвано от жизнь. И даже величайшие представители этого направления, оставаясь новаторами, не смогли слить воедино жизнь и творчество, возвращаясь к реализму.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Вы сейчас читаете сочинение Поэтическое новаторство символистов