Творчество А. Ремизова (1877-1957)



Наследие А. Ремизова распадается на два слоя: фольклорные стилизации и авторские произведения. К первому слою относятся сборники “Посолонь”, “Лимонарь” (1905), “Докука и балагурье” (1914). Здесь воспроизводятся апокрифы, сказки и другие фольклорные произведения. Стремясь к возрождению “большого всенародного искусства” (Вяч. Иванов), автор ищет обломки народного мифа в сохранившихся обрядах, суевериях, заговорах и т. д. В этих произведениях возникает основная идея ремизовского творчества – о равновесии между Богом и дьяволом, о равновесии между добром и злом.

Первый роман А. Ремизова “Пруд”(1905) написан на автобиографической основе. В первой части реалистически описывается купеческий быт, московское детство главного героя Николая Финогенова. Бытописание первой части воспринимается как заявка на традиционный роман воспитания, но в романе нет психологического развития героя, вместо традиционной социализации мы видим отчуждение Николая, современного “человека из подполья”. Во второй части бытописание почти полностью вытеснена изображением

снов и кажимостей подпольного сознания, в центре – необъяснимые поступки героя (изнасилование, убийство, самоубийство).

Повесть “Часы” (1908) сополагает истории двух подпольных сознаний – полудетского (Кости Клочкова) и взрослого (Нелидова). Миф о Христе не воскресшем воплощен в двух гротескных образах: во сне Нелидова ожидаемого человечеством Спасителя подменяет восставшая из гроба обезьяна, другим травестированным Мессией оказывается обезумевший к концу романа Костя Клочков.

В повести “Часы” и в дальнейших произведениях лирическое повествование уходит на второй план, заменяется сказом – воспроизведением экспрессивной устной речи.

Роман “Крестовые сестры” (1910) примыкает к “петербургскому тексту” русской литературы. Центральный персонаж – потерявший место банковский чиновник Маракулин – может быть соотнесен и с Евгением из “Медного всадника” А. Пушкина, и с гоголевским Башмачкиным, и с целым рядом персонажей Ф. Достоевского. Вместе с тем, судьбы современников, русских людей, живущих на рубеже и сломе, нерасторжимо связаны у А. Ремизова с самыми глубинными пластами русской истории. Образы героинь – “крестовых сестер” – становятся звеньями, которые связывают “петербургского героя” с миром универсалий, восходящих к народной мифологии, к древним былинам, апокрифам и житиям (центральный текст – “Хождение Богородицы по мукам”).

Повесть “Взвихренная Русь” (1927) опубликована уже в эмиграции. Герой близок к “униженным и оскорбленным” героям его повестей о маленьком человеке, он полностью погружен в тягостный быт революционной эпохи. Текст повести представляет собой коллаж их разнородного материала (дневниковых записей, снов, лирических “слов”.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5.00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Творчество А. Ремизова (1877-1957)