Историчность общественных взглядов Добролюбова
Революционные демократы-«шестидесятники» были твердо уверены в возможности сохранения остатков старого крестьянского общинного землевладения и их нового, высшего развития на основе передовых форм материальной и умственной культуры, получившей пока наибольшее развитие в Западной Европе.
Несмотря на «эзоповскую» форму выражения мысли, в литературно-критических статьях и теоретических работах Чернышевского и Добролюбова отчетливо проявлялись сильные и слабые стороны их общественных взглядов, всего их мировоззрения, сложившегося
Но вместе с тем Добролюбов утверждает, что истинно народным может быть только писатель, который сумеет «проникнуться народным духом, прожить его жизнью, стать вровень с ним, отбросить все предрассудки сословий, книжного учения и пр., прочувствовать все тем простым чувством, каким обладает народ» . Поэтому, давая краткий обзор истории русской литературы, критик приходит к выводу, будто литература предыдущих веков и даже первой трети XIX в. была далека от осуществления этой задачи, что даже Пушкин «умел овладеть только
По мнению Добролюбова, решающее значение имеет не близость писателя к жизни народа или знание им его психологии и быта, но осознание и оценка изображаемой действительности в Свете общественных стремлений народных масс, борющихся за раскрепощение и свободное развитие. Таково, по Добролюбову, размете между творчеством Кольцова и Гоголя. «Кольцов жил народною жизнью, понимал ее горе и радости, умел выражать их». Однако «простой класс народа является у него в уединении от общих интересов, только со своими частными житейскими нужными». Гоголь же в «лучших», т. е. сатирических, своих «созданиях» очень близко подошел к народной точке зрения.
Однако ион подошел к ней «бессознательно, просто художнической ощупью».
В таких выводах сказывалась, конечно, недостаточная историчность общественных взглядов Добролюбова. Лучшие произведения литературы предшествующих периодов, обладающие правдивостью содержания и совершенством формы, по своему значению также были в разной мере народны. В разные исторические эпохи особенности общественной жизни, а следовательно, и общественные интересы народа, были различны.
Поэтому различный характер приобретала и народность художественной литературы.
Мировоззрение Чернышевского, Добролюбова, Некрасова и других революционных демократов, идейно сложившихся в 1860-е годы, — это высшая ступень в идейном развитии русской крестьянской демократии. Все основные положения демократического просветительства, которые наметились еще в работах Белинского 1840-х годов, получили теперь, в условиях общего кризиса старого строя, дальнейшее развитие, большую глубину и определенность.
Об обстоятельствах русской общественной жизни Чернышевский и Добролюбов вынуждены были писать очень осторожно, в большинстве случаев иносказательно.
В особенности это относилось к вопросам социологии. Понимая их основополагающее значение, Белинский решал их лишь в самим общем плане. Чернышевский и Добролюбов должны были придать социальным вопросам большую определенность. Этого требовала политическая обстановка их времени. Правящие круги, признав неизбежность решительных социальных изменений, начали подготовлять реформу.
Основной и уже вполне назревший социальный вопрос об отмене крепостного права они собирались решить на буржуазный лад, но всецело в пользу помещиков и за счет интересов крестьян. С таким решением демократически мыслящая интеллигенция никак не могла согласиться.
Из ранних выступлений Добролюбова особенно важна статья степени участия народности в развитии русской литературы» 1858, где он наметил совершенно новый принцип понимания и щепки отдельных литературных явлений и всего развития художественной литературы. В отличие от литературной критики предыдущего периода — критиков-абристов, Пушкина, Белинского и других, которая разумела под словом «народность» национальный характер, Добролюбов считает народным по значению отдельное произведение и ни все творчество того или иного писателя, заключающее отображение жизни, объективно отвечающее общественным интересам нар