Сочинение на тему Толстой и его религиозно-этическая система взглядов
Л. Н. Толстой снискал славу великого писателя, но он не менее известен в мире и как философ, создавший уникальную религиозно-этическую концепцию. Будучи автором внушительного творческого достояния, Толстой оказал влияние на мировую культуру не только благодаря своим художественным произведениям, но и благодаря религиозно-этическим трудам.
Философский интерес для писателя составляли общечеловеческие проблемы, над которыми он размышлял как гуманист. Все рассуждения автора — это поиск путей преобразования и усовершенствования социальных
Формирование религиозных взглядов Толстого началось в 40-е гг. XIX столетия. В это время он создает свои первые рассказы, ведет несколько дневников. Писатель оказался под влиянием философии Руссо, рассматривающей
В 60-70-е гг. автор интересуется уже в большей степени не отдельно человеком, а проблемами общества в целом. На этом этапе он создает свои знаменитые романы «Война и мир» и «Анна Каренина». Как подлинный мыслитель-философ, Толстой в «Войне и мире» часто останавливается на философско-исторических рассуждениях, которые порой занимают несколько десятков страниц. Произведения этого периода приобщают читателя к осмысленному отношению к жизни.
В 70-е гг. в жизни писателя начинается сложный период. Кризис души связан с мыслями Толстого о смерти и о том, что она неизбежна. В труде «Исповедь» автор излагает свое негодование по поводу отсутствия приобщения к религиозным ценностям со стороны власти и общества. Писателя уже не устраивает та жизнь, которой он жил ранее, ведь смерть обессмысливает ее. Этот период является переходным для Толстого — восприятие им жизни приобретает религиозный характер. Оставив нигилизм в прошлом, мыслитель обращается к церкви и простому набожному народу. Однако Толстой не согласен с церковным толкованием учения Христова, им овладевает идея богословского рационализма. Так, писатель создает авторскую этико-религиозную систему, взяв за основу лишь некоторые положения христианства. Философские размышления этого периода вылились в четырехтомный труд под названием «Критика догматического богословия», а также в трактаты «В чем моя вера» и «О жизни».
В 70-80-е гг. в мировоззрении Толстого происходит еще одно преобразование. Писатель тщательно изучает и анализирует священные книги всех основных религий мира, по-своему истолковывая многое из них. В итоге Толстой создает оригинальное учение, которое проповедует добро, любовь и веру как основу человеческого блага.
С конца 80-х гг. длился «проповеднический» этап в жизни Льва Николаевича. К этому времени учение писателя окончательно сформировалось, а сам он стремился жить, следуя его положениям. Произведения этого периода поясняют философию автора о любви и ненасилии, в них писатель подвергает нещадной критике государство и церковь, обвиняя их в принуждении и насилии.
Некоторые современники Льва Николаевича отзывались об его учении как об утопической идее, он и сам иногда сомневался в его правильности. Но спустя столетие, учение Толстого видится многим философам уже иначе. Глобальные человеческие проблемы достигли той отметки, когда пора признать, что насилие не является их решением. Пора объединиться и создать обновленное общество, основой которого будет разум и ненасилие.