Блок «Двенадцать» сочинение
Поэма А. Блока «Двенадцать» — известное произведение, перечитанное не раз и изученное до последней самой маленькой детальки. Но удивительно, процессы, происходящие в обществе, пробуждают наши умы и сердца, что порождает ж лание взглянуть на многие явления с самой неожиданной стороны. Вот так и с поэмой «Двенадцать», которую захотелось прочитать в контексте нового времени.
Поэму «Двенадцать» Блок начал писать 8 января 1918 г. а поставил завершающую точку 29 января, сделав в дневнике волнующую запись: «Сегодня я — гений».
Время
На страну, измученную войной, разрухой, голодом, изменой, надвинулась новая страшная угроза. Газетные листы дышали раскаленной атмосферой тех дней. Поэма «Двенадцать» была опубликована 18 февраля в газете «Знамя труда».
Для поэмы наступило бессмертие. Блок сказал, что «Двенадцать» останутся лучшим из всего, что он написал, потому что, создавая поэму, он всецело жил современностью. Никогда еще душа поэта не была столь восприимчива к бурям и грозам истории. Недаром в статье
Снежная вьюга в поэме «Двенадцать» — это образ «исторической погоды». Мотивы ночной метели, порывистого ветра проходят в поэме подобно основной теме в симфонии. При этом они приобретают различный смысл применительно к разным персонажам поэмы. Разбушевавшаяся стихия всегда играла в поэзии Блока громадную роль. Ветер, буря, метель, гроза.
Для старого мира злой и веселый ветер — сила враждебная. Он безжалостно валит с ног, загоняет в сугробы, выметает как ненужный сор.
Не отстает и мороз!
И буржуй на перекрестке
В воротник упрятал нос.
Но вот заходит речь о двенадцати героях, и разительно меняется интонация стиха.
Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек.
Двенадцать (символ двенадцати апостолов, впереди которых идет Христос) — это те, кто должен нести миру свободу, счастье и справедливость. А что несут двенадцать красногвардейцев Блока, идущие «без креста», «мерно. державным шагом», «держа винтовки», стреляя «в Святую Русь», раздувая «мировой пожар в крови», все вперед, вперед, за кровавым флагом?
Как стыкуются их идеалы с реальной, непридуманной действительностью? Жизнь, несмотря на революцию, продолжается: кто-то кого-то любит, кто-то кому-то изменяет. Человек даже в периоды глобальных социальных изменений остается человеком со всеми своими достоинствами и недостатками. Только двенадцати героям нет никакого дела до тех, кто путается у них под ногами, не понимая величия и ответственности исторического момента! Трагедия Катьки разыгрывается у них на глазах и вызывает только досаду: ведь еще «потяжеле будет бремя», так стоит ли Петрухе вести себя как «баба» из-за какой-то падшей женщины? Конечно, нет! Раз уж зпереди «мировой пожар», то Петруха головку вскидывает, он опять повеселел. «Открывайте погреба — гуляет нынче голытьба!»
Вам не страшно? Рушится старый мир, но что идет ему на смену? Мир еще большего насилия, бездушия, безнрав-ствия. Не в этом ли предостережение Блока, его провидение. Идут двенадцать человек, у них не прогулка, они идут бить, бить, бить. Но кого?
Я заметил, в поэме практически нет врагов. Подумайте, так ли уж опасен «пес голодный»? Да его не то что винтовкой — палкой оттолкнуть можно. А если попробовать накормить, приласкать, и он превратится в верную дворнягу. А может быть, враг — Катька, позволяющая себе в столь важный исторический момент сиюминутное развлечение? Я думаю, что нет. Да Блок и не настаивает на этом. Он просто призывает к бдительности. Притом призывает всех: и Катьку, и Петруху, и двенадцать.
Ветер гуляет, снег порхает, а этим двенадцати вьюга не страшна, не опасна. Они в ней, как в родной стихии, — и не скользят и не падают, а твердо идут к своей цели.
Стихия, в понимании Блока, есть начало и разрушительное, и созидательное. Цель революции Блок видел в том, чтобы «все стало новым». Революция — это лаборатория новых форм жизни, ее делают парни из городских низов, вступившие в Красную гвардию.
Как пошли наши ребята
В Красной гвардии служить —
В Красной гвардии служить —
Буйну голову сложить.
На протяжении всей поэмы прослеживается противоречие, свойственное мировоззрению самого Блока. Это и неприятие старого, и неприятие нового, потому что оно антигуманно. Ведь бесчеловечность проявляется не только по отношению к Катьке, но и в оправдании красногвардейцами бессмысленного жестокого преступления. В их душах все смешалось — и забубенная удаль, и чувство просыпающегося долга.
Блок вместе с тем идеализировал своих героев революции, доказывая, что у каждого красногвардейца он видит ангельские крылья за плечами.
И по-прежнему возникает вопрос: какое отношение к содержанию поэмы имеет Иисус Христос? Этот вопрос вызвал много споров. Я пересмотрел Евангелие, известные произведения живописи и убедился, что Иисус Христос везде предстает перед нами в терновом венце, а у Блока Христос «в белом венчике из роз». Что это — игра слов? Не думаю. Поэт бережно обращался с каждым словом. Мне кажется, что блоковский образ Христа, хоть и «за вьюгой невидим», все же грядет, потому что он является не чем иным, как олицетворением мечты о действительно справедливом обществе. Вот почему Христос Блока и «от пули невредим» — мечту нельзя убить, и «в белом венчике из роз».
Еще десятилетия будут спорить о роли Октября в истории России, о роли революции в истории человечества вообще. Александр Блок, «человек бесстрашной искренности» (М. Горький), дает нам ключ к пониманию этой сложнейшей проблемы.