Тема революции в поэме Блока Двенадцать

А. Блок — поэт, который теме родины «сознатель­но и бесповоротно» посвятил всю свою жизнь Это сквозная тема в его творчестве. Поэт радовался радостями своей страны, жил ее болями.

Блок приветствовал Октябрьскую революцию. Ее безоговорочное принятие он выразил в поэме «Двенадцать». Она стала новой и высшей ступенью творческого пути Александра Блока. Поэма написана всего за три дня. Она стала первым значительным поэтиче­ским откликом на свершившуюся революцию.

Действие «Двенадцати» происходит на фоне разгулявшейся

природной стихии: «завивает ветер белый снежок», «свищет ветер», «порхает снег», «пылит пурга», «ветер, ветер — на всем божьем свете!», «ра­зыгралась чтой-то вьюга». Образы ветра и метели имеют в поэме символическое значение. Они знамену­ют собой историческую бурю событий.

Блок рисует конфликт между старым и новым ми­ром, их яростную, непримиримую борьбу. Их проти­востояние подчеркивается резким контрастом ис­пользованных цветов — черного и белого. Белый сим­волизирует новое, светлое, а черный — уходящее, ненужное, разрушаемое.

В первой главе вниманию читателя предстают представители

старого мира: буржуй, писатель-ви­тия, товарищ поп, барыня в каракуле. Все они враж­дебно настроены к революции. Поэт изображает всех их иронически, подчеркивая историческую обречен­ность старого мира.

Неоднократно поэт сравнивает его с «псом безрод­ным», передавая свое отношение к происходящему в стране.

Стоит буржуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос.

И старый мир, как пес безродный

Стоит за ним, поджавши хвост.

Со всеми представителями старого мира природная стихия обходится безжалостно: сбивает с ног, рвет одежду, толкает в сугроб, и это тоже символично.

Двенадцать красногвардейцев — представители и ярые защитники нового строя. Но Блок не идеализи­рует их. С одной стороны, они стоят на защите правого дела, с другой, почувствовав свободу, творят зло и без­законие:

Нынче будут грабежи!

Отмыкайте погреба —

Гуляет нынче голытьба!

Такая вседозволенность оборачивается убийством Катьки. Поведение красногвардейцев поэт объясняет тем, что они вышли из старого мира, воспитывались и росли в его недрах, а потому не могут сразу преодолеть накопленный за долгие годы негатив.

В заключительной главе возникает образ Иисуса Христа. Образ этот многозначный. До сих пор в кри­тике не утихают споры относительно финала поэмы. Одни полагают, что присутствие Христа — свидетель­ство того, что сам Бог не только на стороне револю­ции, но и во главе ее. Они указывали на связь назва­ния поэмы с легендой о двенадцати апостолах, учени­ках Иисуса, шедших за ним. Другие называют такие утверждения святотатством и в доказательство при­водят неоднократно употребленную в поэме фразу «Эх, эх, без креста!»

Поэма «Двенадцать» — своеобразный гимн рево­люции. Блок высоко оценивал собственное творение. Закончив его, в своем дневнике он записал: «Сегодня я — гений».



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Тема революции в поэме Блока Двенадцать