И опять идут двенадцать. А. Блок
Александр Александрович Блок гениальный мастер слова, одним из первых русских поэтов сумевший услышать и перелить в стихи музыку революции. В поэме Двенадцать Блок пытался запечатлеть время такое необычное, бурное и интересное.
Поэма состоит из двенадцати глав, это число еще раз повторится в двенадцати революционных солдатах, охраняющих порядок в Петрограде, и в полунамеке на учеников Иисуса, идущего впереди, хороняся за дома. Поэма удивительно музыкальна: у каждой главы свой ритм и мелодия. Начинаясь бесшабашной русской частушкой:
Как
Через городской жестокий романс автор приходит к четкому революционному маршу:
. Вдаль идут державным шагом.
Это ветер с красным флагом
Поэт высокой культуры и изысканного вкуса, Блок не боится включать в свое произведение разговорную лексику простого солдата, старушки, прохожего. Эти слова не экзотические вкрапления, а существенная деталь поэмы. Автор показывает жизнь революционного Петербурга с реальными героями.
Вон барыня в каракуле К другой повернулась:
Уж мы плакали, плакали.
И бац растянулась.
Поэма
На ногах не стоит человек.
На всем божьем свете!
Два контрастных цвета, белый и черный, господствуют в поэме. Лишь в конце появится красное знамя. Почему поэт видит революцию двухцветной! Эта поэма совсем не так проста, как может показаться на первый беглый взгляд.
Блок восторженно приветствовал революцию, несущую обновление, а в своей поэме он рисует беспощадный портрет участников и победителей.
Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек.
Винтовок черные ремни,
Кругом огни, огни, огни.
В зубах цигарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!
Никакого романтизма, загадочности. Совершенно определенная характеристика участников каторжников. Отчего же завораживает читателя повествованиеПочему-то веришь, что эти двенадцать создадут необыкновенный, доселе неизвестный мир. Совершенно неожиданно впереди этих бойцов оказывается Иисус, олицетворяющий святость помыслов и самой революции.
Поэма Двенадцать на долгие годы стала хрестоматийным олицетворением революции, а ее создатель большевистским поэтом. Сам Блок не был столь категоричен в оценке этого произведения. Будучи символистом, он и в этой поэме остался верен себе.
Блок пытается художественно осмыслить и передать в образах те грандиозные свершения, которые творились в те дни на его глазах. Драматическое и напряженное противостояние двух миров он изображает предельно правдиво, не стараясь давать оценку происходящему. Многие очевидцы боятся революцию, проклинают, ждут еще худших времен.
Ветер хлесткий! Не отстает и мороз!
И буржуй на перекрестке
В воротник упрятал нос.
И говорит вполголоса:
Должно быть, писатель Вития.
Это скорее символ перемен, сметающий все ненужное, искусственное и наносное. От северного ветра трудно спрятаться и удержаться на ногах. Он настигает и сносит. Лишь двенадцать могут противостоять напору стихии, потому что сами так же неуправляемы, неудержимы в своей ненависти и непримиримости к старому миру.
Злоба, грустная злоба
Черная злоба, святая злоба.
Товарищ! Гляди В оба.
Блок не старается приукрасить своих героев, они реальные люди, их душе близка разбойная вольница.
В зубах цигарка, примят картуз.
На спину б надо бубновый туз!
И революция, по словам поэта, . это не идиллия. В стихийном движении вперед она сметает на своем пути правых и виноватых, случайной и ненужной жертвой становится Катька, убитая своим любовником Петрухой. Да, жертвы неизбежны и, как правило, нелепы. Несчастный убийца даже погоревать толком не может. Его революционные товарищи сердятся неуместности горя бойца:
Ишь, стервец, завел шарманку.
Что ты, Петька, баба, что ль
Верно, душу наизнанку
Поддержи свою осанку!
Над собой держи контроль!
Не такое нынче время,
Чтобы нянчиться с тобой!
Концовка поэмы самая необъяснимая и загадочная. Эти двенадцать идут, ведомые Иисусом, в незримую тьму. Что она им сулит Блок, вероятно, предвидел еще большие жертвы и потери и оказался провидцем. Двадцатый век принес России огромные испытания, которые потребовали от страны напряжения всех душевных и физических сил.