Западноевропейское искусство второй половины 19 века
Развитие промышленности во второй половине 19 века вызвало приток населения в города. Старые города Европы росли и перестраивались. Тогда появилась новая форма жилого здания — доходный дом, где квартиры сдавались внаем жильцам. В середине века резко изменился облик многих европейских городов. Архитектура пережила технологический переворот: появились новые материалы (чугун, сталь, железобетон) и методы строительства.
Александр Гюстав Эйфель (1832-1923) занимался строительством большепролетных мостов. Получив заказ на возведение башни,
В европейском зодчестве середины 19 ст. восторжествовал Эклектизм (от греч. «эклектикоз» — «выбирающий») — архитектурная практика, основанная на воспроизведении конструктивных и декоративных форм различных стилей. Появление эклектизма было подготовлено неоклассицизмом и неоготикой первой половины столетия. Архитектура эклектизма отражает психологию европейца тех времен, который считал свою цивилизацию образцовой, а свою эпоху — вершиной истории и не сомневался,
Хотя экстремизм, по сути, явление «массовой культуры», среди его мастеров были яркие творческие индивидуальности, такие, как Жан Луи Шарль Гарнье. Построенное им здание парижского театра «Гранд-Опера», несмотря на помпезное убранство, оставляет впечатление величавой целостности. Постройка Гарнье послужила образцом для театральных зданий того времени (театров в Вене, Одессе, Нью-Йорке).
Огюст Роден (1840-1917). В 1900 г. в Париже были выставлены работы Огюста Родена, самого известного французского скульптора. Ему было 60 лет, 45 из них он отдал скульптуре. «Мыслитель» Родена — это часть композиции «Врата ада», которая была создана мастером в 1880 — 1917 гг., т. е. незадолго до смерти. Наверху, над вратами, безвольно склонились три Тени, беспомощные и бессильные в борьбе со смертью. Под ними, подперев голову рукой, сидит Мыслитель, в мучительном раздумье пытаясь понять законы человеческого бытия. Прекрасна и трогательна работа Родена «Вечная весна». Реалистичен и глубоко психологичен памятник гражданам Кале.
Во второй половине 19 века многие французские мастера стремились достичь наибольшей достоверности в изображении природы и человека. Ведущим принципом в искусстве этого периода стал Реализм.
Эдуард Мане (1832-1883). В 1863 году Мане представил в Салон картину «Завтрак на траве». На лесной поляне расположились мужчины в современных костюмах. Они о чем-то беседуют, не обращая внимания на женщин — обнаженную, сидящую рядом, и другую, купающуюся в ручье. Картина вызвала бурное негодование публики. За год до смерти Мане выставил одно из самых совершенных своих произведений — «Бар в Фоли-Бержер».