Литературно эстетические идеи писателей второй половины xix века



С середины 19 века русская литература становится не только искусством номер один, но и властительницей политических идей. В условиях отсутствия политических свобод общественное мнение формируется писателями, а в произведениях преобладает социальная тематика. Социальность и публицистичность – отличительные черты литературы второй половины 19 века. Именно в середине столетия были поставлены два болезненных русских вопроса: “Кто виноват?” (название романа Александра Ивановича Герцена, 1847) и “Что делать?” (название

романа Николая Гавриловича Чернышевского, 1863).

Русская литература обращается к анализу общественных явлений, поэтому действие большинства произведений – современное, то есть происходит в то время, когда создается произведение. Жизнь героев изображается в контексте широкой социальной картины. Проще говоря, герои “вписываются” в эпоху, их характеры и поведение мотивируются особенностями социально-исторической атмосферы.

Именно поэтому ведущим литературным Направлением и методом второй половины 19 века становится критический реализм, а ведущими Жанрами – роман и драма. При этом, в отличие

от первой половины столетия, в русской литературе возобладала проза, а поэзия отошла на второй план.

Острота социальной проблематики была связана еще и с тем, что в русском обществе 1840-1860-х гг. произошла поляризация мнений относительно будущего России, что выразилось в появлении славянофильства и западничества.

Славянофилы (наиболее известные среди них – Алексей Хомяков, Иван Киреевский, Юрий Самарин, Константин и Иван Аксаковы) считали, что у России свой, особенный путь развития, предначертанный ей православием. Они решительно выступали против западной модели политического развития, дабы избежать обездушивания человека и общества. Славянофилы требовали отмены крепостного права, желали всеобщего просвещения и освобождения русского народа от государственной власти. Идеал они видели в допетровской Руси, где первоосновой народного бытия были православие и соборность (термин введен А. Хомяковым как обозначение единства в православной вере).

Трибуной славянофилов был литературный журнал “Москвитянин”.

Западники (Петр Чаадаев, Александр Герцен, Николай Огарев, Иван Тургенев, Виссарион Белинский, Николай Добролюбов, Василий Боткин, Тимофей Грановский, к ним примыкал и теоретик анархизма Михаил Бакунин) были уверены в том, что Россия должна пройти в своем развитии тот же путь, что и страны Западной Европы. Западничество не было единым направлением и делилось на либеральное и революционно-демократическое течения. Как и славянофилы, западники выступали за немедленную отмену крепостного права, рассматривая это как основное условие европеизации России, требовали свободы печати и развития промышленности.

В области литературы поддерживали реализм, основателем которого считали Н. В. Гоголя. Трибуной западников были журналы “Современник” и “Отечественные записки” в период их редактирования Н. А.

Некрасовым.

Славянофилы и западники не были врагами, они лишь по-разному смотрели на будущее России. По выражению Н. А. Бердяева, первые видели в России мать, вторые – дитя.

Предлагаем для наглядности таблицу, составленную по данным “Википедии”, где сопоставляются позиции славянофилов и западников.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...


Вы сейчас читаете сочинение Литературно эстетические идеи писателей второй половины xix века