Художественные особенности произведений Чехова
Рассказы А. П. Чехова — яркая страница русской классической литературы. Их не спутаешь с произведениями какого-либо другого писателя. Что же отличает творческий почерк А. П. Чехова?
Известно, что писательдебютировал юмористическими рассказами, которые близки к жанру анекдота. Анекдотичны события в них, смешные, эксцентричные, с неожиданными развязками. Люди» действующие в этих рассказах, чем-то похожи на животных. Например, в рассказе «Хамелеон» Чехов создал обобщающий образ щедринской силы. Мгновенные переходы от угодничества
Опыт создания юмористических сценок формирует особенный чеховский психологизм. Душевные переживания персонажей изображаются через фиксацию внешних признаков, через мимику, жесты. Этих жестов немного, но они выразительны. Например, Очуме
Особенность чеховского психологизма еще и в том, что по отношению к своим героям он отказывается от объяснений: называя черту характера героя, не поясняет, как и почему она возникла. Обычно авторы особо выделяют черты, предопределяющие превращения, тщательно подготавливают причины изменений в характере героев. У Чехова этого нет. Неясно, например, что в душевной жизни героя предопределило превращение романтически настроенного доктора Дмитрия Старцева в Ионыча, озабоченного лишь накоплением денег. Видимо, нет этому превращению какой-то одной причины, их множество, целый комплекс обстоятельств, деталей, которые создают ощущение огромной сложности жизни.
Именно поэтому так много значит в рассказах А. П. Чеховаде — таль. Чехов очень внимателен к бытовым подробностям жизни героя, всматривается в его жесты, в мельчайшее движение мысли и чувства. Деталь у Чехова носит символический характер. Так, в «Ионыче» рост благосостояния доктора Старцева выражается в том, как меняются средства передвижения: вначале он ходит пешком, затем ездит на паре лошадей, в конце рассказа — на тройке с бубенчиками.
Сам писатель так сформулировал художественное своеобразие своих рассказов: «Умею коротко говорить о длинных вещах». Именно поэтому в его произведениях отсутствуют обширные вступления, детально разработанные предыстории героев. Ничего не известно о детстве и юности Беликова, он как будто бы родился учителем греческого языка (рассказ «Человек в футляре»), ничего не знает читатель о прошлом героев рассказа «Крыжовник». Чехов, по сути дела, вводит читателя прямо в середину действия, которое кончается совершенно неожиданно, без «закругленной» развязки.
В этом главная особенность чеховских рассказов — в надежде на сотворчество читателей. Сложные жизненные ситуации намечаются лишь пунктиром, Чехов не говорит прямо, где добро и где зло. Это заставляет читателя думать.