Художественные особенности произведений Чехова

Рассказы А. П. Чехова — яркая страница русской классиче­ской литературы. Их не спутаешь с произведениями какого-либо другого писателя. Что же отличает творческий почерк А. П. Че­хова?

Известно, что писательдебютировал юмористическими расска­зами, которые близки к жанру анекдота. Анекдотичны события в них, смешные, эксцентричные, с неожиданными развязками. Люди» действующие в этих рассказах, чем-то похожи на животных. На­пример, в рассказе «Хамелеон» Чехов создал обобщающий образ щедринской силы. Мгновенные переходы от угодничества

к само­управству, от самодурства к холопству — эти черты полицейского надзирателя Очумелова получали в рассказе глубокий социальный смысл. Ведь черты хамелеонства есть и у пострадавшего Хркжина, и у дьячка в рассказе «Хирургия», и у самого «хирурга» — фельдшера Курятина, гордящегося знакомством с сильными мира сего и ис­полненного презрения к пациенту.

Опыт создания юмористических сценок формирует особенный чеховский психологизм. Душевные переживания персонажей изоб­ражаются через фиксацию внешних признаков, через мимику, жес­ты. Этих жестов немного, но они выразительны. Например, Очуме

— лов в рассказе «Хамелеон» говорит, «строго кашляя и шевеля бровя­ми». Его «хамелеонство» выражается в том, что, чувствуя себя не­уверенно, он приказывает квартальному Елдырину то снять, то на­деть на него пальто.

Особенность чеховского психологизма еще и в том, что по отношению к своим героям он отказывается от объяснений: на­зывая черту характера героя, не поясняет, как и почему она воз­никла. Обычно авторы особо выделяют черты, предопределяю­щие превращения, тщательно подготавливают причины измене­ний в характере героев. У Чехова этого нет. Неясно, например, что в душевной жизни героя предопределило превращение романти­чески настроенного доктора Дмитрия Старцева в Ионыча, озабо­ченного лишь накоплением денег. Видимо, нет этому превраще­нию какой-то одной причины, их множество, целый комплекс обстоятельств, деталей, которые создают ощущение огромной сложности жизни.

Именно поэтому так много значит в рассказах А. П. Чеховаде — таль. Чехов очень внимателен к бытовым подробностям жизни ге­роя, всматривается в его жесты, в мельчайшее движение мысли и чувства. Деталь у Чехова носит символический характер. Так, в «Ионыче» рост благосостояния доктора Старцева выражается в том, как меняются средства передвижения: вначале он ходит пеш­ком, затем ездит на паре лошадей, в конце рассказа — на тройке с бубенчиками.

Сам писатель так сформулировал художественное своеобразие своих рассказов: «Умею коротко говорить о длинных вещах». Именно поэтому в его произведениях отсутствуют обширные вступления, детально разработанные предыстории героев. Ничего не известно о детстве и юности Беликова, он как будто бы родил­ся учителем греческого языка (рассказ «Человек в футляре»), ничего не знает читатель о прошлом героев рассказа «Крыжовник». Че­хов, по сути дела, вводит читателя прямо в середину действия, которое кончается совершенно неожиданно, без «закругленной» развязки.

В этом главная особенность чеховских рассказов — в надежде на сотворчество читателей. Сложные жизненные ситуации намечаются лишь пунктиром, Чехов не говорит прямо, где добро и где зло. Это заставляет читателя думать.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Художественные особенности произведений Чехова