Ранние поэмы Лермонтова
«Пробу пера» в лирике Лермонтов начал одновременно с обращением к лиро-эпическим поэмам, из которых «Черкесы «, «Кавказский пленник» и «Корсар » предположительно относят к 1828 году. Эти ученически-подражательные сочинения, по преимуществу составленные из стихов современных и предшествующих ему писателей, злоупотребляющие гиперболизмом, психологически слабо мотивированные, композиционно рыхлые, стилистически шероховатые, носят отчетливо романтический характер.
Лермонтов, не удовлетворяясь своими поэмами, переносит
Романтическая устремленность ранних поэм Лермонтова со всей очевидностью проявляется в воплощении исключительных событий и необыкновенных героев, олицетворяющих неистовые страсти (высочайшая добродетель, бунтарская мужественность или ужасающее злодейство), в строении сюжета, подчиненного наиболее полной обрисовке главного, по преимуществу «единодержавного «, героя, использующего чаще всего эффектные сцены, резкие контрасты, нарушения хронологической последовательности
Идеи свободы человеческой личности защищаются Лермонтовым и в поэмах, созданных на русском материале. В поэме «Последний сын вольности» повествуется о пленении варягами славянской земли, о злодейском насилии князя Рюрика над Ледой и гибели Вадима, последнего сына славянской вольности, за честь поруганной родины.
В ранних поэмах, постепенно преодолевающих абстрактность героев и обстоятельств ( «Преступник «, «Исповедь «, «Азраил «), приобретающих все большую локальность обстановки и персонажей ( «Измаил — бей», «Хаджи — Абрек», «Боярин Орша»), разрабатываются темы патриотизма ( «Черкесы «, «Измаил — бей»), свободы ( «Последний сын вольности», «Боярин Орша»), кровной мести ( «Каллы «, «Хаджи — Абрек»), богоборчества ( «Азраил «), но главным образом любви. Перипетиям любви посвящены «Кавказский пленник», «Корсар «, «Преступник «, «Два брата», «Две невольницы», «Джулио «, «Литвинка «, «Исповедь «, «Аул Бастунджи».
Из всех ранних поэм при жизни Лермонтова опубликована лишь поэма «Хаджи — Абрек» (1835 ), да и та помимо его воли. Лучшая из них, хотя также во многом несамостоятельная, — «Боярин Орша». Белинский, прочтя ее, 7 ноября 1842 года писал своему другу, офицеру Н. А. Бакунину: «Какое страшно могучее произведение!».
Создавая свои ранние поэмы, как ученик Пушкина, Лермонтов привносил в них и новые тенденции, заключающиеся в большей драматичности событий, в усилении активности, внутренней (психологической ) сложности, противоречивости и трагичности персонажей. Углубляя мотивы декабристской поэмы, он обостряет действенность своих героев, противопоставленных безгероической современности, стремится показать их в процессе самой борьбы за свою независимость и волю ( «Олег «, 1829; «Последний сын вольности», 1830).
Кроме русских источников, Лермонтов в работе над ранними поэмами опирался и на произведения западноевропейской литературы, например Байрона и Мицкевича.
Уже переходя к реалистическим поэмам, Лермонтов не оставлял своих давнишних замыслов в романтическом духе. Этими замыслами были «Демон » и «Мцыри «.