Художественный стиль поэмы Лермонтова «Вадим»
Бесперспективность подобного стиля, по-видимому, еще раньше осознал Лермонтов, вероятно не случайно отказавшийся от дальнейшей работы над «Вадимом», сюжет которого по политической остроте, по всей своей исключительности оставлял далеко позади сюжеты Марлинского. А в незавершенной повести Лермонтова романтический стиль, чрезвычайно близкий к стилю Марлинского, господствовал почти безраздельно и тем самым делал неправдоподобным то исторически верное, что было в ряде эпизодов.
Попытка одного из исследователей языка повести найти
Для современного нам читателя «Вадим», которого он неизбежно сравнивает с «Героем нашего времени», кажется произведением условным и наивным. Но если представить себе незаконченную повесть Лермонтова на фоне романтической прозы первой половины 1830-х годов ч если сравнить ее с творчеством Марлинского, самого знаменитого русского прозаика этого времени, станет ясно, что Лермонтов, в отличие от своих первых опытов в жанре поэмы, выступает здесь во всеоружии профессиональной литературной техники, современной ему. Вместе с тем «Вадим», представляя первый (сохранившийся) опыт Лермонтова в области жанра повествовательной прозы, содержит еще ряд особенностей поэтической, стиховой стилистики (в частности, повышенную метафоричность, пристрастие к антитезам) перенесенных здесь в иную форму речи, с которой они порой сочетаются искусственно.