Моральная красота и духовное величие человека в киноповести «Очарованная Десна»

Гений начинается сызмала. Так или иначе, обнаруживает он себя смолоду — исключительной любознательностью, разительным отличием от других детей. Каждому ли ребенку придет в голову искать железные столбы, которые якобы подпирают небо, как шестилетний Тарас Шевченко? Не эта ли любознательность привела его потом, уже взрослого, к чему-то более важному и реальному, к поиску правды и справедливости.

Маленький Саша Довженко тоже выделялся из своих товарищей детства. В людях он видел движение, беспокойство, борьбу, которыми восхищался.

Взрослые

смотрели на эту мальчишескую необычность как на чудачество. Но настоящий талант отличается исключительной наблюдательностью и впечатлительностью человеческого характера, его воображение богатое, как сама природа. Талант А. Довженко открывается перед нами в небольшой по размеру, но глубокой по своей идейной художественной сущностью киноповести «Очарованная Десна» (автобиографической).

Изображая родной край, который пленил своим безграничным пространством добродетельной красоты, автор не мог не отобразить среди этого сказочного бушевания природы тех, кому приходилось в этой красоте жить и работать

— своих земляков, знакомых и близких людей, родителей. Это благодаря их неутомимым рукам и гордится земля красотой. Особенно выразительно очерчивается мир первых детских увлечений, первых переживаний и радости маленького Саши.

Его волнует пробуждение жизни весной, когда цветет земля и пахнет свежевспаханная нива. Писатель, как волшебник, ведет нас на тихие воды Десны с ее душистым сеном под дубами, на родительский сельский двор к низенькому старому дому, который будто никто и не строил, а вырос он сам, «как шампиньон между грушами и погребом». Несмотря на тяжелую работу, большая грусть и тьму в прошлом, жители наддеснянского села, подчеркивает автор, сохранили все лучшие черты своего характера: трудолюбие, бессмертный оптимизм, красоту, щедрость, доброту, мудрость, юмор.

Отдавая почет человеку творческой работы, писатель возвеличивает его во всем блеске. С какой впечатляющей силой рассказывает он о своих родных, олицетворяя ими весь украинский народ, — тех сеяльщиков добра, которые любили прекрасное и прежде всего — работу. Дед маленького Саши любил «красивую беседу и доброе слово», любил людей, любил все живое, все то, что росло и двигалось вокруг, но «более всего в мире дед любил солнце. Он прожил под солнцем около ста лет, никогда не прячась в холодок».

А какой прекрасный и мудрый был у Саши отец!

        Он «весь в плену печального и весь в то же время с какой-то внутренней высокой культурой мыслей и чувств. Сколько он земли выорал, сколько хлеба накосил… С него можно было писать рыцарей, богов, апостолов, великих ученых или сеятелей, — он годился на все. Много сделал он хлеба, многих накормил, спас от воды, много земли перепахал…».

Такой же была и мать — красивая, певучая, работящая… «Ничего в мире я так не люблю, как сажать что-нибудь в землю, чтобы проростало, — вспоминает Довженко любимые слова своей матери. — Когда вылезает из земли всякое растение, вот мне радость». Нельзя не восхищаться душевным величием, влюбленностью в красоту работы всех тружеников села. В частности, таким предстает перед нами дядя Самойло: «Он был такой большой косарь, что соседи забыли его фамилию: звали его Самойло Косарь, а то и просто Косарь. Орудовал он косой, как добрый маляр кистью… Когда бы его пустили с косой просто, он обкосил бы весь земной шар». Это человек, который влюблен в работу, в выбранное дело, — а потому отдается ей сполна, — это вековая трудовая закалка украинского народа, о которой не следует забывать.

Духовная красота и величие народа, его честность, человечность, выражены и в других персонажах киноповести. Перед нами проплывают яркие картины сельской жизни, колоритные фигуры земледельцев, рыбаков, косарей — всего наддеснянского люда, с его натруженными руками, мягким сердцем, горькой судьбой, наивным верованием.

Вдохновенно нарисовав образы простых тружеников земли, всю радость и боли волшебного детства, Довженко показал, что жизнь прекрасна, что «сама по себе она есть наибольшим и наивеличайшим из всех мыслимых благ». «Очарованная Десна» — это не только исповедь Довженко, волнительный рассказ о своем детстве, и вместе с тем о народе, об Украине, гимне красоте человека и природы, непоколебимости человеческого оптимизма, а и своеобразная заповедь нам — беспредельно любить свой народ, свое село, город, свои истоки, так как в красоте, любви к Родине — высочайшая истина жизни человека.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Моральная красота и духовное величие человека в киноповести «Очарованная Десна»