Интерьер как средство характеристики героя первого тома «Мертвых душ»

Поэма «Мертвые души Н. В. Гоголя — величайшее произведение русской классики. Н. В. Гоголь — мастер сатирического изображения действительности. В первом томе «Мертвых душ» задумал показать темные стороны русской действительности.

Важное место в произведении занимают образы помещиков, которых по очереди, с целью покупки у них «мертвых душ, посещает Чичиков.

В изображении каждого помещика автор использует различные средства характеристики, которые «работают на раскрытие его образа: портретное описание, описание деревни,

вещей, принадлежащих помещику, господского дома, ритуала обеда, речь героя.

Критики считают, что каждый помещик олицетворяет собой какой-либо порок.

Манилов — это «пустая мечтательность, бездейственность. Казалось бы, усадьба его устроена весьма неплохо, даже «были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций, «видна была беседка с плоским зеленым куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления. Но в доме все же чего-то «вечно недоставало: в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей. но на два кресла

ее недостало, и кресла стояли обтянуты просто рогожею. «в иной комнате и вовсе не было мебели, «ввечеру подавался на стол очень щегольской подсвечник из темной бронзы с тремя античными грациями, с перламутным щегольским щитом, и рядом с ним ставился какой-то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале.

Вместо того чтобы взяться и довести благоустройство дома до конца, Манилов предается несбыточным и бесполезным мечтам о том, «как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или чрез пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян.

Коробочка олицетворяет собой «ненужное накопительство. Кроме «говорящей фамилии эту героиню ярко характеризует еще и внутренне убранство комнаты: «. за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок.

В доме разгильдяя Ноздрева нет никакого порядка: «Посередине столовой стояли деревянные козлы, и два мужика, стоя на них, белили стены. пол весь был обрызган белилами.

А Собакевич? Все в его доме дополняет » медвежий образ Михаила Семеновича: «. Все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья — все было самого тяжелого и беспокойного свойства,- словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: «И я тоже Собакевич или: «И я тоже очень похож на Собакевича!» .

Крайнюю степень нищеты, скопидомство хозяина обличает описание «обстановки в доме Плюшкина, которого мужики прозвали «заплатанной. Автор посвящает этому целую страницу, для того чтобы показать, что Плюшкин превратился в «прореху на человечестве: «На одном столе стоял даже сломанный стул и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину. На бюре. лежало множество всякой всячины: куча исписанных мелко бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом. лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка кресла, рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами. кусочек где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами, высохшие, как в чахотке. и т. д. — это то, что было в понимании хозяина более ценным. «В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах.

Высовывался оттуда отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога. Рачительность, экономность Плюшкина превратились в жадность и ненужное накопительство, граничащее с воровством и побирушничеством.

После прочтения поэмы невольно начинаешь обращать внимание на обустройство своего дома, своих друзей, знакомых, ведь внутренний интерьер многое может рассказать о хозяине, его привычках, характере.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Интерьер как средство характеристики героя первого тома «Мертвых душ»