Краткое содержание «Тошнота» Сартра
Роман представляет собой сборник тетрадей, обнаруженных в бумагах тридцатилетнего историка Антуана Рокантена. Записи были начаты в первых числах января 1932 года. Герой начинает вести дневник для того, чтобы понять, что изменилось в окружающем мире и почти сразу же приходит к мысли, что изменился он сам. По признанию Рокантена, он – человек, в котором новое копится годами, а потом прорывается наружу, полностью меняя всю его жизнь.
30 января герой сидит в кафе «Мабли». Хозяина заведения, мсье Фаскеля, он характеризует как человека, засыпающего
В дневниковых записях главный герой «Тошноты» рассуждает о своей книге о маркизе де Рольбоне и задается вопросом: принимал ли последний участие в убийстве Павла I? Изучая свое отражение в зеркале, герой понимает, что его лицо лишено всякого выражения. Оно
Работая над книгой в библиотеке, Рокантен встречает Самоучку – человека, уже семь лет занимающегося самообразованием и перечитывающего для этого все книги в алфавитном порядке. Необычный ученик приходит к герою посмотреть фотографии, сделанные Рокантеном во время поездок, и наталкивает последнего на мысль о том, что в его жизни не было ни одного приключения.
Воскресным днем Бувиль наполняется толпой отдыхающих – рабочих и горожан. Богатое население города гуляет по центральной улице Турнебрид, заполненной роскошными магазинами. Во второй половине дня разные социальные слои Бувиля смешиваются между собой и начинают жить сообща. Антуан Рокантен не чувствует своей принадлежности к ним. Он гуляет по молу и ожидает приключения, которое оказывается ощущением необратимости времени.
Периодически в своих записях герой вспоминает Анни – женщину, которую он когда-то очень любил и не видел пять лет. В канун поста он получает от нее письмо с просьбой встретиться. Оно пробуждает в нем воспоминания о былом. В одном из кафе он встречает мсье Ахилла – такого же одиночку, как и он, и доктора Роже – состоявшегося в жизни человека.
Туман. Рокантену кажется, что хозяин «Мабли», мсье Фаскель умер. Это сводит его с ума и не дает работать. На следующий день герой узнает, что у мсье Фаскеля грипп. В музее Рокантен смотрит на портреты родоначальников Бувиля и понимает, что он – никто: ни дед, ни отец, ни супруг, ни избиратель, ни налогоплательщик.
В очередной раз берясь за книгу, герой осознает, что маркиз де Рольбон был нужен ему, чтобы не чувствовать своего существования. Мысли о том, что он есть, сводят Рокантена с ума. Сейчас он живет только ради встречи с Анни.
В один из дней герой обедает с Самоучкой. Он впервые за много лет так долго общается с другим человеком. Самоучка признается в том, что он – социалист. Раньше он тоже был одиночкой, но в концентрационном лагере, в плену, оказавшись запертым среди людей в сарае, он вдруг понял, что любит все человечество. Самоучка пытается привлечь Рокантена на гуманистическую сторону, но из этого ничего не выходит. В процессе спора главный герой чуть не вонзает в собеседника фруктовый ножик. Затем он сбегает из кафе, садится в трамвай и понимает, что вещи утратили свои названия. В парке Рокантен приходит к мысли о том, что все существующие предметы мешают друг другу, они, как и он, — лишние. Вся абсурдность жизни встает перед персонажем во всей своей полноте и именно это и есть Тошнота.
В Париже Рокантен встречается с Анни. Она изменилась – располнела, перестала искать совершенные мгновения и стала испытывать страх перед миром вещей. Она поняла, что все и все вокруг – одинаковое, а сама она – живой мертвец. Бывшим возлюбленным больше нечего сказать друг другу. На следующий день Анни уезжает с другим мужчиной в Египет. Рокантен понимает, что ему больше не для чего жить.
Он прощается с Бувилем. В библиотеке он видит, как Самоучка пристает к мальчикам-лицеистам. Слушая в последний раз в кафе Франсуазы старую пластинку, герой понимает: выйти за пределы существования можно с помощью творчества, создав Книгу о чем-то «прекрасном и твердом как сталь».