Как социально политическая комедия

Как новый человек Чацкий «вольность хочет проповедать», выступает против «пустого, рабского, слепого подражанья» Западу, отстаивает самобытное развитие русской национальной культуры. Слова о народе, который низведен до положения раба, воспроизводили фразеологию абристов, мечтавших об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Общественная позиция Чацкого во многом совпадает с позицией абристов.

Сам исход конфликта Чацкого с фамусовским обществом «пойду искать по свету, / Где оскорбленному есть чувству уголок» можно

соотнести с той фазой развития политического самосознания абристов, когда, растеряв надежды на либеральные преобразования «сверху», они начали создавать тайные организации.

Что нынче пуще, чем когда, Ученье — вот чума, ученость — вот причина, Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

В «Горе от ума» можно отметить полярность характеров Чацкий — Молчалин, есть любовная интрига Чацкий — Софья, но движущей пружиной действия является столкновение героев на идейной, политической почве. «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека,- писал Грибоедов,- и этот человек, разумеется,

в противоречии с обществом, его окружающим».

:Уж коли Зло пресечь, Отсюда и «меры», рекомендуемые Фамусовым:

Грибоедов показал столкновение между крепостниками и прогрессивно настроенным дворянством, убеждения которого во многом совпадают с позицией абристов. Это позволило автору развернуть широкую картину жизни, поставить ряд злободневных проблем времени: о крепостном праве, положении народа, бюрократических порядках в стране, национальной культуре, патриотизме, воспитании молодежи, ее нравственном облике и т. д. Все эти вопросы даны не в абстрактно-символическом виде, как у классицистов или романтиков, а в конкретно-историческом освещении. В комедии обозначено время: после 1812 и до начала 1825 г.

Забрать все книги бы, да сжечь.

При этом в особенности важно, что Грибоедов сатирически обличил нравы реакционного дворянства, срывая покровы его показной благопристойности образы Фамусова, Скалозуба, Хлестовой, Хрюминых, Тугоуховских I и др.. Комедия обнажила паразитизм, умственный застой, мракобесие чиновно-дворянских кругов первой четверти XIX в., их боязнь передовых «завиральных» идей, ненависть к просвещению. Чего стоит, к примеру, готовность полковника Скалозуба «фельдфебеля в Вольтеры» дать и «мигом успокоить» всех, кто порывается к новому.

Еще агрессивнее Фамусов — чиновный «туз», один из «столпов» московского барства, ярый крепостник. Понимая, что старому приходит конец, он с раздражением указывает на источник ненавистного ему «вольнодумства»:

Характеризуя особенности своей творческой манеры, Грибоедов писал: «Портреты и только портреты входят в состав комедии: Карикатур ненавижу: Вот моя поэтика» . Действительно, как живые встают перед нами герои пьесы, воплощающие пороки фамусовского общества. Смешное и безобразное в них не от карикатурности или преувеличенности рисунка, а от верно понятых, реалистически запечатленных свойств психологии и поведения. Автор преодолел классицистический принцип однолинейного изображения характеров. Он стремился к многосторонней обрисовке персонажей, выделяя в них главное. Например, Фамусов показан в домашнем быту, в отношении к службе, в хлопотах о выгодном замужестве дочери. «Услужливый» Молчалин беседует с Чацким 3-е явление третьего действия в тоне снисходительного участия, даже с ощущением собственного превосходства, так как знает, кому отданы сердечные симпатии Софьи.

К тому же Молчалин понимает, что Чацкий чужой в фамусовском обществе, следовательно, по отношению к нему можно «сметь свои суждения иметь». Молчалин — это приспособленец, его «маска» подвижна и многолика. .

Образ Чацкого слегка романтизирован, что идет от темперамента героя, а не от позиции автора. Сам конфликт Чацкого с обществом, его ненависть к раболепству, морали «негодяев знатных» показаны реалистическими красками. Драматург возвышает своего героя ровно настолько, насколько это нужно для выявления трагедии «горя» передовых людей, живших в условиях реакции.

И тут в Чацком узнается человек абристских взглядов, горячо отрицающий самодержавно-крепостническую действительность, но не имеющий опоры в массах.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Вы сейчас читаете сочинение Как социально политическая комедия