Фома Гордеев: своеобразие жизненного пути
«Фома Гордеев» — это повесть о крепнущей буржуазии и о том, как она набирала силы. Недаром ее идеолог Маякин считает, что становится интереснее жить. Повесть Горького, однако, не только показывает рост русской буржуазии.
Основной замысел повести — как в этой действительности «должен биться энергичный, здоровый человек, ищущий дело по силам, ищущий простора своей энергии».
В повести создана целая галерея образов «хозяев жизни».
Вот Анатолий Саввич Щуров, крупный торговец лесом, один из воротил купеческого мира,
Но и сам Яков Маякин в хитрости никому не уступит. Это своего рода идеолог купечества, «мозговой человек», как называли его купцы. Он обучает крестника Фому своей «философии»: «Купец в государстве — первая сила, потому что с ним — миллионы!» Поэтому, говорит он, дворяне и чиновники должны посторониться и дать купцам простор для применения своих сил и вложения капиталов. Анатолий Щуров — представитель старого, дикого, патриархального купечества.
Яков Маякин тоже представитель старого купечества, но он умеет приспосабливаться к любым условиям. Его сын Тарас и зять Африкан Смолин продолжают дело отцов, придав ему европейский лоск, действуя более расчетливо, более трезво. Они рвутся к власти и стремятся преобразовать промышленность на европейский манер.
Но уже в старшем поколении, среди тех, кто основывал состояние, были люди, которые внутренне протестовали против порядков этого мира, хотя и не могли противиться складывавшимся экономическим отношениям. Таков Игнат Гордеев — одаренный и умный человек из народа, жадный до жизни, «охваченный неукротимой страстью к работе», в прошлом водолив, а теперь богач — владелец трех пароходов и десятка барж. «Жизнь его не текла ровно, по прямому руслу, как у других людей, ему подобных, а то и дело, мятежно вскипая, бросалась вон из колеи, в стороны от наживы, главной цели существования».
Его сын Фома не может идти по пути накопительства и стяжательства, инстинктивно тянется к красоте, не хочет и не умеет фальшивить.
Мир собственнических отношений для него «тюрьма»: «. Душно мне. Ведь разве это жизнь? Разве так живут? Душа у меня болит!
И оттого болит, что — не мирится!» «Не жизнь вы сделали — тюрьму. Не порядок вы устроили — цепи на человека выковали. — говорит Фома купцам. — Душно, тесно, повернуться негде живой душе. Погибает человек. Вы не жизнь строите — вы помойную яму сделали!
Грязищу и духоту развели вы делами своими. Вы испортили жизнь! Вы все стеснили. от вас удушье. от вас!»
Фома — «здоровый человек, который хочет свободы жизни, которому тесно в рамках современности». Он упорно «выламывается» из мира хозяев, и в этом Горький видит показатель неустойчивости современной жизни, показатель того, что настанет время ее изменить. Фома не понимает до конца устройства жизни, не знает путей и методов ее изменения, далек от передовой интеллигенции и народа, не находит с ними общего языка, хотя в душе тянется к ним.
Он много думает над жизнью, но у него нет тяги к знаниям и книге («. пусть голодные учатся, мне не надо. «), общество умных и образованных людей отпугивает Фому. Стремления иметь друзей он не ощущает. Мир собственности, который Фома отвергает, купеческий уклад жизни наложили на него свою печать; он рано познал «снисходительную жалость сытого к голодному». В конце повести Фома повержен и унижен; маякин-ский мир торжествует победу над бунтарем.
Победу над слабым и запутавшимся человеком, но не над читателем, перед которым Алексей Максимович Горький раскрыл всю неприглядность царства щуровых и маякиных.