Влияние Карамзина на историческое творчество Пушкина
Следует четко представить то новое, что внес сентиментализм в художественное познание русской действительности; изображение «обыкновенного» человека как главного героя произведении, интерес к внутреннему миру изображаемого персонажа (так называемый «психологизм» ), построение сюжета на основе ситуаций » будничной» жизни частных людей, внимание к нравственному миру представителей крестьянства, обогащение новыми жанрами (повесть-» путешествие», «камерная лирика» ), дальнейшее сближение литературного языка с живой
О дворянском характере его патриотизма свидетельствует статья «О любви к Отечеству и народной гордости». Литературно-теоретическую платформу Карамзина раскрывает
«Письма русского путешественника» кроме литературного и познавательного значения дают богатый материал для раскрытия политических взглядов писателя в первой половине 90-х годов XVIII века. Важное место в истории русской литературы занимают повести Карамзина как с точки зрения разнообразия идей и образов» так и в плане стилистического новаторства. Современная жизнь и далекое историческое прошлое, Европа, Скандинавия, Испания — все дано в повестях Карамзина с богатой предметной детализацией и внешним правдоподобием. Проза Карамзина определила разные тенденции в русской литературе начала XIX века; у его последователей — сентименталистов она способствовала развитию условно-чувствительной слезливости, но, с другой стороны, — имела большое значение для становления реалистического психологического романа (ср. неоконченный роман Карамзина «Рыцарь нашего времени», очерк «Чувствительный и холодный» ).
Особое значение для развития раннего русского романтизма имела лирика Карамзина, в частности созданный им образ поэта-мечтателя, замкнувшегося в своих грезах и интимных впечатлениях. Изысканно изменчивые и преисполненные намеков настроения автора бывают вызваны «сладчайшими» чувствами дружбы, любви или возвышенно-углубленным созерцанием природы. Карамзину принадлежит заслуга в создании «нового слога» в прозе и поэзии на основе сближения книжного стиля с разговорной речью светского общества, что определило дворянскую ограниченность его реформы языка художественной литературы.