Анализ стихотворения Мандельштама «Айя-София»
Первый вариант стихотворения «Айя-София» вошел в дебютную книгу Мандельштама «Камень», увидевшую свет в 1913 году. Произведение посвящено Софийскому собору, расположенному в турецкой столице – Стамбуле. Долгое время он был православным храмом, затем здание заняла мечеть. На сегодняшний день выдающийся памятник архитектуры внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В его стенах находится музей. Около тысячи лет Софийский собор считался самым большим христианским храмом. Превзойти его смог римский католический собор святого Петра,
В 1912 году Мандельштам обратился к акмеизму, что нашло отражение в «Айе-Софии». Поэт со знанием дела и точностью оперирует архитектурными терминами. Он упоминает апсиды (пониженные выступы здания), экседры (полукруглые глубокие ниши), говорит о парусах (треугольных сферических сводах, на которые опирается барабан купола). Стоит отметить, что архитектурные мотивы играют важную роль в первых двух сборниках Осипа Эмильевича. «Айя-София» — не единственное стихотворение, полностью посвященное зданию. Также есть произведения, в которых рассказывается
По замечанию известного литературоведа Михаила Леонидовича Гаспарова, в «Айе-Софии» звучит дорогая сердцу Мандельштама тема культурной непрерывности. Софийский собор организует как время, так и пространство. Он представляет собой зримое напоминание о годах основания Константинополя. Обратите внимание, с чего начинается стихотворение: Айя-София – здесь остановиться Судил Господь народам и царям! Осип Эмильевич имеет в виду предание, согласно которому сам Бог указал римскому императору Константину I Великому место для закладки города. Первые строки текста – прошлое храма, начальная точка отсчета. Последняя строфа стихотворения – рассуждения лирического героя о будущем собора. По его мнению, «мудрое сферическое зданье» способно пережить века и народы. Софийский собор у Мандельштама – скорее, не символ православия, а олицетворение божественного совершенства и вечности.