Анализ стихотворения Ахмадулиной «Оттепель»
Пейзажная тематика произведения, датированного 1948 г. воспринимается современным читателем в контексте историко-культурологического феномена оттепели. Неофициальное название эпохе дало заглавие повести Эренбурга, журнальный вариант которой появился в мае 1954 г. через несколько месяцев после публикации первой «Оттепели» — стихотворения Заболоцкого. Предчувствия весны, переполняющие лирического героя анализируемого текста, приобретают символическое значение: приход теплой поры порождает надежду на преодоление кризиса и позитивные
Зачин стихотворения сообщает об обстоятельствах, предшествовавших изображаемому моменту: потепление наступило после метели. Окружающая картина отражает температурный перепад. Высокие сугробы, наметенные вьюгой, начали подтаивать, постепенно оседать и темнеть. Мокрый снег клонит к низу мощные сосновые ветки.
Зимний пейзаж скупо освещает краешек луны, видный из-за рваных краев тучи. Он метафорически уподоблен осколку. Тусклое сияние ночного светила отражается в плоских лужах, которые напоминают «тонкие блюдца». Картина, озаренная
Взгляд субъекта речи устремляется в дальнюю перспективу. Сумрачные белые поля охвачены тишиной. Уточняя свои впечатления, автор использует личную форму глагола «дышать». С ее помощью персонифицируется природный образ. Вокруг царит не мертвое безмолвие, а спокойный сон. Дремлющим снеговым просторам противопоставлен олицетворенный образ деятельной земли — освободившейся от оцепенения и готовящейся к важной «неизмеримой» работе.
Оптимистичный прогноз звучит в финальной части произведения. Сон вскоре сменится пробуждением. Автор перечисляет традиционные атрибуты весенних перемен, среди которых упоминается появление перелетных птиц. С последними связан торжественный образ, завершающий текст: птицы заиграют в «трубы весны», призывая все живое сбросить оцепенение и с воодушевлением окунуться в хлопотливые будни.
Метафорическое уподобление деталей пейзажа музыкальным инструментам характерно для поэтики Заболоцкого. В зачине «Ночного сада » смоделирован образ лесного оркестра, состоящего из органа, труб и виолончелей.