Сочинение «Отношение Тургенева к Базарову»
Россия, судьба ее народа всегда волновали И. С. Тургенева. Отношение к родине было главным мерилом нравственной ценности человека в произведениях писателя — патриота. Даже несбывшиеся мечты, несовершенные планы героев были важны, если в них отражались благородные гражданские помыслы. Герои романов И. С. Тургенева — русские люди 40 — 60 — 70 — х годов. Главные моменты их жизни совпадают с коренными поворотами в истории России.
Россия Тургенева — это и деревня, и постоялый двор, и барская усадьба, и лес, и степь, и уездный город, и
Много думает Тургенев о взаимоотношениях между молодостью, между отцами и детьми, размышляет о достоинствах и недостатках этих разных периодов человеческой жизни, о взаимоотношениях между поколениями. Сложность взаимоотношений отцов и детей переживаются Тургеневым и на личном опыте: между ним и повзрослевшей дочерью Полиной возникают конфликты, похожие на те, которые изображаются в романе «Отцы и дети».
«Этот роман, точно первый ясный весенний день после сумрачного холодного марта. Свежо, душа отдыхает, поэзией упивается грудь! Много надо иметь сердца, чтобы создать Базарова»,
Образ Базарова был задуман Тургеневым как образ просветителя из демократического лагеря, борца против невежества, суеверий. И эта сторона замысла была прекрасно воплощена в романе. Достаточно вспомнить, с каким гневом говорит Базаров о том, что «грубейшее суеверие нас душит», с какой болью он переживает забитость и невежество народа: «Мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке».
Образ Базарова свидетельствовал об искреннем стремлении художника точно воспроизвести правду жизни и запечатлеть в романе действительные черты разночинца 60 — х годов.
Евгений Базаров — главный герой романа. Человек огромной силы воли, твердых убеждений, он выделяется на фоне многочисленных российских гамлетов. Тургенев наделил Базарова своеобразным отношением к философии, политике, народу, воплотил свою любовь к натурам героическим. Базаров — экспериментатор. Он в такой же мере враг абстрактной, оторванной от жизни науки, как и идеалистической, умозрительной философии. Когда Павел Петрович спрашивает его: «Значит, вы верите в одну науку?» Базаров отвечает: «Я уже доложил вам, что ни во что не верю; и что такое наука — наука вообще? Есть наука, как есть ремесла, звания; а наука вообще не существует вовсе».
Характер Базарова сложен и противоречив, его взгляды претерпевают существенные изменения под влиянием различных причин. Столкнув своего героя с серьезными жизненными испытаниями, Тургенев заставил его поступиться рядом убеждений.
До середины романа Базаров — человек трезвого и глубокого ума, уверенный в своих силах и в том деле, которому он себя посвятил, лишенный скептицизма, пессимизма, гордый, целеустремленный и обладающий способностью влиять на других людей и даже подавлять некоторых своими знаниями, логикой и волей. Но как только начинают развиваться отношения Базарова с Одинцовой, Тургенев отдельными штрихами намекает на изменения, которым подвержен герой. И вот он, высказывающий всегда «свое равнодушное презрение ко всему романтическому», «с негодованием сознавал романтика в самом себе» и понял, что отвернуться от Одинцовой у него нет сил. Базаров почувствовал, что его теория: «Нравится тебе женщине… старайся добиться толку; а нельзя — ну, не надо, отвернись — земля не клином сошлась» — начинает терпеть крах. Одинцова ему безусловно нравится, отвернуться о нее он, к изумлению своему, не имел сил. Но, развенчав своего героя во взаимоотношениях с возлюбленной, Тургенев повел его по нисходящей линии. Он заставил Базарова отступить перед любовью, перед презираемой им романтикой, перед всесильной жизнью. Силы героя рассматривались как бесполезно затраченные: «Я хотел сделать из него лицо трагическое — тут было не до нежности». Сочувствуя герою и скорбя, писатель изобразил его в свете трагической борьбы революционеров — демократов.
Тургенев носил Базарова в себе, в его письмах мелькают фразы, которые потом превратятся в реплики героя. Базаровские взгляд на животное, которое лишено чувства сострадания, сквозит в письме Тургенева к Полине Виардо. Он говорит о соловье, который чудно поет, в то время, «как какое — нибудь полураздавленное насекомое умирает у него в зобу». Базаровская ирония и трезвость мысли звучат в письме Тургенева к Фету. Подарив Базарову свое «я», Тургенев сделал то, чего не было в других антинигилистических романах, включая даже произведения Достоевского и Лескова.
Пройдя искус нигилизма, Базаров приходит к пониманию бессмысленности нигилистического бунта. Атом не может отрицать мироздание, частью которого он является. Мыслящий, страдающий Базаров — наиболее убедительное отрицание базаровщины.