Писательская звезда Аркадия Аверченко

Писательская звезда Аркадия Аверченко взошла стремительно.

В 1905 году он еще никому не известный служащий в Харькове, а три года спустя — редактор и ведущий автор наиболее популярного в России юмористического журнала «Сатириконъ». C 1910 года один за другим выходят сборники его веселых, и, простите за неуместность, прикольных рассказов, некоторые из которых менее чем за десятилетие выдержали более 20 изданий. В театрах ставятся многие его пьесы и юмористические скетчи, его острых, на злобу дня написанных фельетонов побаивается правая

и левая печать.

Такое быстрое признание невозможно объяснить только лишь литературным талантом Аверченко. Зачастую в самой российской действительности 1907-1917 годов имелись все предпосылки для того, чтобы его остроумный, иногда беззлобный смех вызывал восторг у тогдашней читающей публики.

Биографические сведения об Аверченко скудны. Родился он в1881 году в небогатой купеческой семье в городе Севастополе. Отец его, коммерсант-неудачник умер, так и не добившись материального благополучия. Детство Аркадия было малообеспеченным, и в 15 лет Аверченко пошел работать младшим писцом в транспортной конторе по перевозке

клади. В 1897 году он

Уезжает на станцию Алмазная, где работает счетоводом на Брянских рудниках. Он видит темную и безрадостную жизнь шахтеров. Писатель делится с нами подробностями захолустного и дикого быта: «То конторщик запьет и в пьяном виде получит выговор от директора, то штейгерова корова взбесится, то свиньи съедят сына кухарки чертежника, то пьяный рудничный врач отрежет рабочему не совсем ту ногу, которую следовало. » Не потому ли Аверченко так мало вспоминает о своей юности, что была она безотрадна.

Крупным событием его юности был переезд в Харьков, на службу в правлении рудников. С этим переездом, переменой обстановки, знакомством с харьковскими литературными кругами связано начало его писательской деятельности. В автобиографии, предпосланной книге «Веселые устрицы» , Аверченко датирует свое появление в печати 1905 годом. На самом же деле еще 31 октября 1903 года в харьковской газете «Южный край» появился его рассказ «Как мне пришлось застраховать жизнь» — первый вариант позднейшего рассказа «Рыцарь индустрии». Однако самоопределиться как профессиональному журналисту Аркадию Аверченко помогла первая русская революция, и отрицать этого нельзя. Он стал редактировать журнал «Штык», имевший в Харькове большой успех, и совершенно забросил службу.

Аркадия захватил этот короткий праздник русской сатирической периодики. Как только в Харькове стал выходить «Штык», он принимает в его работе самое деятельное участие, а с 5-го номера становится редактором. «Штык» был во многих отношениях совершенно заурядным журналом, но он интересен нам как первая постоянная трибуна Аверченко. По мнению людей, читавших последние номера «Штыка», а также его продолжение «Меч», создавалось впечатление, что почти все в них создано одним лицом. В этом убеждали подписи и прозрачные псевдонимы под политическими передовицами, маленькими фельетонами, злободневными карикатурами, сатирическими виньетками и т. п.

Аверченко искал свой жанр. Оба журнальчика и были для него единственной практической школы писательства. Он получил исключительно благоприятную возможность перепробовать себя в разнообразных формах, включая и графические; авторская и редакторская работа в Харькове оказалась как бы репетицией последующего успешного издания «Сатирикона». «Лихорадочно писал я, рисовал карикатуры, редактировал и корректировал, — c улыбкой вспоминал Аверченко, — и на девятом номере дорисовался до того, что генерал-губернатор Пешков оштрафовал меня на 500 рублей, мечтая, очевидно, что я немедленно заплачу их из карманных денег. я уехал, успев все-таки до отъезда выпустить три номера журнала «Меч». » В 1907 году Аверченко, полный планов и надежд, отправляется завоевывать Петербург.

В столице ему пришлось начинать сотрудничество во второстепенных изданиях, в том числе и в плохоньком, терявшем подписчиков журнальчике «Стрекоза», который, кажется уже нигде и не читали, кроме как в пивных. В 1908 году группа молодых сотрудников решила издавать новый журнал юмора и сатиры. Назвали его «Сатириконъ». «Сатириконъ» был не только важной вехой в творческой биографии Аверченко, но неотъемлемой и едва ли не самой важной ее частью. Создавая с художниками Н. Ремизовым и А. Радаковым «Сатириконъ» , Аверченко тем самым создавал себя как писателя-юмориста, продолжая и завершая начатые в Харькове успешные поиски собственных тем, стиля, жанра. Говорить об Аверченко — значит говорить и о «Сатириконе».

В полосу общественной реакции «Сатириконъ» остался единственным в России журналом юмора и сатиры. В «Сатириконе» сотрудничали художники Ре-ми, Радаков, Юнгер, Бенуа. На его страницах выступили такие мастера юмористического рассказа как Тэффи, Дымов; поэты — Саша Черный, С. Городецкий, позднее О. Мандельштам, и молодой еще Маяковский. Время от времени из ведущих прозаиков той поры в «Сатириконе» печатались А. Куприн, Л. Андреев, и приобретающие известность А. Толстой, А. Грин. Но «гвоздем» каждого номера были произведения Аверченко, который устраивал на страницах «Сатирикона» веселый карнавал масок. Под псевдонимами Медуза Горгона, Фальстаф, Фома Опискин Аверченко выступал с передовицами и злобо



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Писательская звезда Аркадия Аверченко