Память культуры

Развитие общества и развитие культуры, в том числе и художе­ственной, возможно потому, что человек и человечество сохраняют в своей памяти то, что происходило в прошлые века, что открыто, познано, стало известным.

Память противостоит забвению, уничтожающей силе времени.

Память — необходимое условие самосознания личности. Чело­век только тогда человек, когда он знает, кто он и откуда, чей он сын и где его родина, кому обязан он своей жизнью. Знание этого рождает чувство ответственности перед другими людьми, связывает человека с прошлым

и будущим. Утрата памяти приводит к утрате представлений о самом себе, к потере собственного Я.

Понимание этого важно не только людям, творящим искусство, потому что художественное творчество всегда индивидуально, но и всем другим, потому что восприятие искусства так же индивидуаль­но, личностно. Это тоже творчество. Однако нельзя преуменьшать опасность исторического нигилизма, опасность забвения прошлого. Искусство постоянно предупреждает об этом.

В романе Чингиза Айтматова «Буранный полустанок» расска­зывается легенда о манкурте, человеке сознательно и жестоко лишенном памяти.

«Манкурт не

знал, кто он, откуда родом-племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца-матери — одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом. Лишенный понимания собственного Я манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. Он был равнозначен бессло­весной твари и поэтому абсолютно покорен и безопасен. Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев. С другими он не вступал в общение. Все его помыслы сводились к утолению чрева. Других забот он не знал. Зато порученное дело исполнял усердно, слепо и неуклонно» (9; 106).

Как видно из легенды, отсутствие памяти оборачивается потерей человеком самого себя, превращает человека в рабочее животное, что само по себе трагедия. Но в романе эта трагедия порождает и другие. Разыскавшая манкурта мать пытается пробудить его созна­ние, воскресить в памяти какие-то воспоминания детства. Как трогателен этот плач матери! Но для потерявшего память, а значит, и разум сына, это только надоедливый звук, который он хладно­кровно устраняет. Созданный писателем образ вырастает в символ:

Беспамятство оборачивается преступлением.

Своеобразие человеческой памяти в том, что она не только естественно-природная (такая память есть у всех живых существ), а социально-культурная. А культура, особенно культура художест­венная, искусство — это накопленный веками опыт понимания, осознания человеком самого себя, история развития человеческого духа. Это предполагает знание истории своей семьи, своей страны, народов мира, ибо все это — составные элементы духовной культуры личности.

Знание и сохранение семейной истории у нас почти утрачено и только начинает возрождаться. А ведь с этого начинает формиро­ваться личность. Не случайно мать несчастного манкурта, пробуж­дая его память, настойчиво повторяет ему имя отца. Не случайно кладбище, где покоится убитая мать, станет священным для ее народа.

Уважение к памяти предков — важный элемент народной культуры.

Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу;

Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам Животворящая святыня! Земля была б без них мертва.

Память о прошлом хранится в памятниках культуры. Это архи­тектурные сооружения, имеющие художественную ценность или связанные с деятельностью выдающихся личностей, с важными историческими событиями. Это и народные песни и народное художественное творчество. Они хранят историю и культуру, свое­обычие и особенности страны и народов, ее населяющих.

Культуру самого народа определяет и его отношение к этим и другим естественным памятникам культуры. И не только к тем, историческая и художественная значимость которых признана офи­циально, а ко всем проявлениям культурной деятельности людей в «прошлом и настоящем.

«Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старинные фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадле­жали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохенькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит он равнодушен к своей стране»,- так рассуж­дает в своей последней книге «Письма о добром» Д. С. Лихачев (10; 150).

Человек, не знающий своего прошлого, вынужден заново опре­делять себя и свое место. Без корней, без исторического прошлого он не может ощущать и будущее и живет только сегодняшним днем.

Средств хранения и передачи опыта прошлого много: письмен­ность, книгопечатание, сами книги, дающие возможность воссоз­дать образ, написанный писателем, в своем воображении. Язык, который хранит и передает от поколения к поколению все знания, всю мудрость, накопленную за века. Все без исключения виды искусства, каждое по-своему хранит и передает духовные ценности, вечные, незыблемые нравственные ценности человечества. Это определяет важность таких элементов художественной культуры, как библиотеки, книгохранилища, музеи, читальные, концертные и выставочные залы, картинные галереи и другие учреждения культуры, где не только хранятся или собираются произведения искусства, но и обеспечивается возможность, создаются условия для восприятия их читателями, слушателями, зрителями.

В тихих залах музеев и картинных галерей нам открывается бытовая и художественная культура прошлого; предметы и вещи, созданные руками человека, зримый образ самого человека, его облик, «души незримые приметы» (Н. Заболоцкий), перенесенные на полотно, образы героев и выдающихся деятелей разных эпох. Посещение музея — всегда праздник для души, пища для размыш­ления, сопоставления, открытие богатства жизни, общности про­шлого с настоящим.

Музыка — искусство, не знающее языковых и государственных границ, объединяет всех людей, независимо от того, в какое время они жили. «. Она дает нам чистое выражение души, тайн внутренней жизни человека, которые долго накапливаются и бродят в сердце, прежде чем выйти наружу,-писал Ромен Роллан. Кон­цертный зал, в котором одновременно слушает музыку много людей, усиливает ее воздействие. Произведения Моцарта, Баха, Бетховена, Чайковского и других великих композиторов как бы стирают гра­ницы времени. Написанные давно и в разное время, они сегодня так же нужны людям, как и момент их создания. Слушая их, мы невольно оказываемся близкими тому давнему времени, людям, жившим тогда.

Такое ощущение общности своими средствами дает театр. Пье­сы, написанные в разные эпохи, звучат современно. Значит, сегодня людей волнуют те же проблемы, что и прежде. Прочитанные заново, они оказываются нужными.

Так, каждое поколение принимает от предыдущих накопленные им духовные ценности, сохраняет их в своей памяти и, обогатив, передает следующим.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Память культуры