Основные темы и идеи лирики Твардовского

Поэзия Александра Трифоновича Твардовского ста­ла одной из ярких страниц истории русской литерату­ры XX века, сама судьба этого человека и поэта глубоко символична. Твардовский вошел в литературу в середине 20-х го­дов. В своем раннем творчестве поэт воспевал новую деревенскую жизнь, колхозное строительство; одну из ранних своих поэм он назвал «Путь к социализму». В его стихах тех лет явно звучит отказ от вековых традиций: Вместо этой дедовской плесени Из угла будет Ленин глядеть. Итогом этого раннего периода стала поэма «Страна Муравия».

Ее

герой, Никита Моргунок, мечтавший о счастье и свободном труде на своей земле, понял, что счастье может быть только в колхозной жизни. Читать эти стихи сегодня, когда открылось столько жестокой правды о коллективизации, раскулачивании семей, ис­треблении лучших людей села, страшновато. Ведь сам Твардовский родился в деревне, его семья была раску­лачена и сослана на Север. Но в стихах сына кулака эти Все права защищены и охраняются законом.

Ру трагические ноты не звучат. Он писал так, как требова­ли того грозные 20-е, 30-е годы, искренне считая, что на пути коллективизации народ найдет свое счастье. По­воротными

для поэта стали годы Великой Отечествен­ной войны. которую он прошел фронтовым корреспон­дентом. В военные годы поэтический голос Твардовс­кого приобретает ту силу, ту подлинную мощь, без кото­рой невозможно настоящее творчество.

Стихи Твардовского военных лет — это хроника фронтовой жизни, состоявшей не только из героичес­ких подвигов, но и из армейского, фронтового быта. Например, стихотворение «Армейский сапожник». Это лирические, взволнованные воспоминания о родной Смоленщине, ограбленной и оскорбленной врагами родной земле.

Эти стихи, близкие к народной песне, написанны на мотив «Позарастали стежки-дорожки…». В стихах Твардовского военных лет звучит и фило­софское осмысление человеческой судьбы в дни всена­родной трагедии. Так, в 1943 году написано стихотво­рение «Две строчки». Оно навеяно фактом корреспон­дентской биографии Твардовского: две строчки из за­писной книжки напомнили ему о бойце-парнишке, ко­торого врщел он убитым, лежащим на льду еще в ту не­знаменитую войну с Финляндией, что предшествовала Великой Отечественной.

И подвига он не совершил, и война не знаменитая, но жизнь ему была дана одна-един-ственная. Через эту смерть постигает художник трагедию Великой Отечественной войны. Возникает пронзитель­ное по силе лиризма ощущение невозвратности потери: Среди большой войны жестокой, С чего — ума не приложу, — Мне жалко той судьбы далекой, Как будто мертвый, одинокий, Как будто это я лежу, Примерзший, маленький, убитый На той войне не знаменитой. Забытый, маленький лежу.

Уже после войны, в 1945-1946 годах, Твардовский создает, может быть, самое сильное, самое пронзитель­ное свое произведение о войне — «Я убит подо Ржевом». Бои подо Ржевом были самыми кровопролитными в истории войны, они стали одной из самых трагических страниц в ее ходе. Все стихотворение являет собой стра­стный монолог мертвого солдата, его обращение к жи­вым. Обращение с того света, обращение, на которое имеют право лишь мертвые.

Так судить, так требовать ответа за все могут лишь павшие. Стихотворение завораживает ритмом своих строк, оно довольно велико по объему, но прочитывается на одном дыхании. Знаменательно, что в нем несколько раз звучит обращение, восходящее к глубоким корням тра­диции.

Это обращение — «братья». Я убит подо Ржевом. В безымянном болоте, В пятой роте, на левом, При жестоком налете. Я не слышал разрыва, Я не видел той вспышки, — Точно в пропасть с обрыва — И ни дна, ни покрышки. И во всем этом мире, До конца его дней, Ни петлички, ни лычки С гимнастерки моей.

В годы войны создана Твардовским и самая знамени­тая поэма «Василий Теркин». Ее герой стал символом русского солдата, его образ — предельно обобщенный, собирательный, народный характер в лучших его про­явлениях. И вместе с тем Теркин — это не абстрактный идеал, а живой человек, веселый, умный, лукавый собе­седник. В его образе соединились и богатейшие лите­ратурные и фольклорные традиции, и современность. Теркин — это боец, герой, совершающий фантасти­ческие подвиги, описанные с присущей этому типу ги­перболическими изысками.

Он человек необычайной стойкости. Он переплывает ледяную реку, чтобы доло­жить о том, что: Взвод на правом берегу Жив-здоров назло врагу! Лейтенант всего лишь просит Огоньку туда подбросить. Поэма написана с удивительной классической про­стотой: Пусть читатель вероятный Скажет с книжкою в руке: — Вот стихи, а все понятно, Все на русском языке.

Позднее творчество Твардовского, его стихи 50-х годов — одна из самых прекрасных страниц русской по­эзии XX века. Достаточно сказать, что они выдержива­ют такое нелегкое для поэта соседство, как стихи А. Ах­матовой, Б. Пастернака, а это под силу далеко не всем. Необходимо быть большим художником, чтобы не по­теряться на этом фоне.

Литературный герой его поэзии позднего периода — это прежде всего мудрый человек, размышляющий о жизни, о времени, о Родине. Его поэзия открыта всем, его стихи доступны и легки. В них нет ничего наносного, лживого, путаного, лукавого. В них народная просто­та, мудрость, красота. Это искусство в самом высоком смысле этого слова.

Несомненно, поэзия Твардовского ждет своего внимательного прочтения и понимания.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Основные темы и идеи лирики Твардовского