Описание войны в произведениях русских писателей

В повести В. Василевской «Радуга» (1942) созданы прекрасные женские образы. Она показывает те черты человеческого характера, которые проявились именно в годину испытаний. Действие повести Б. Горбатова «Непокоренные» (1943) развертывается на оккупированной территории. Автор доказывает, что в годину народной трагедии никто не должен оставаться в стороне от бед народных. Именно так поступает Тарас Яценко, отказавшийся в годы войны от принципа «моя хата с краю».

Это произведение, как и «Радуга», написано в романтико-патетическом

стиле, весьма распространенном в литературе 1941 — 1945 гг. Горбатов, как и Василевская, Гроссман, Леонов, Фадеев, обратился к фольклору, народной поэзии, героическому эпосу.

А. Бек создает повесть «Волоколамское шоссе» (1943-1944), концентрируя свое внимание на психологическом состоянии героев, их взаимоотношениях. Центральной для автора является проблема формирования в условиях войны личности человека. Сабуров, Мо-мыш-Улы, генерал Панфилов предстали живыми людьми, со своими достоинствами и слабостями.

Пребывание Л. Леонова на Первом Украинском фронте в 1943 — 1944 гг. отразилось в повести «Взятие Великошумска»

(1944). Писатель стремился показать единство военного руководства и рядовых воинов. В этом произведении Леонов сделал попытку оценить происходящее с философско-исторической и моральной позиций. В годы войны М. Шолохов начал печатать главы романа «Они сражались за Родину». На войну он пытался смотреть глазами простого русского солдата, испытавшего горечь отступления, ненависть к врагу, страстное желание победить во что бы то ни стало.

Первым завершенным романом об Отечественной войне стала «Молодая гвардия» А. Фадеева, опубликованная в 1945 г. (вторая редакция — 1951). Этот роман стал реквиемом по юности, погибшей от рук фашистов. Отсюда прямолинейность в изображении врага, романтизация образов молодогвардейцев.

Во второй редакции Фадеев изменил концепцию романа, доказывая несамостоятельность действий комсомольцев. Он ввел образы партийных руководителей (Проценко, Лютикова, Баракова), которые показаны как организаторы партизанского движения в Краснодоне.

Многие писатели в годы войны обращались к героическому прошлому. Патриотические идеи развивались в исторических романах «Дмитрий Донской» С. Бородина, «Багратион» С. Голубова, «Порт-Артур» А. Степанова, «Батый» В. Яна, «Генералиссимус Суворов» Л. Раковского, «Емельян Пугачев» В. Шишкова, «Петр Первый» А. Толстого, «Иван Грозный» В. Костылева и др.

В целом проза о Великой Отечественной войне, созданная по «горячим следам» событий, не отличалась художественным совершенством. Многие темы были закрыты для художественного исследования еще долгие годы, а воображение авторов не выходило за рамки дозволенного. Однако боль писателей за судьбу Родины, их ненависть к врагу, восхищение моральной силой народа в большой степени компенсировали недостатки этих произведений.

Особое место в прозе периода Великой Отечественной войны занимают два произведения, публикация которых оказалась невозможной в то время: повесть К. Воробьева «Это мы, Господи!» и книга М. Зощенко «Перед восходом солнца».

В 1943 г. книга М. Зощенко начала печататься в одном из номеров журнала «Октябрь», но продолжения не последовало. В полном виде повесть увидела свет только в 1987 г. Ее содержание представляло резкий контраст тому, что издавалось в годы войны. Книга Зощенко — явление уникальное не только в творчестве писателя, но и вообще в русской литературе. Художник сумел заглянуть в самую глубину, можно сказать бездну, человеческого сознания.

Это не только выдающееся литературное произведение, где, как отмечал сам автор, он впервые «заговорил своим голосом», но также и беспримерный опыт самопознания человека творчески одаренного, незаурядного, обладающего большой силой воли и пытливым умом. Как удачно заметил один из комментаторов повести, в ней описан процесс «реанимации души».

Сам автор считал свою книгу антифашистской, так как обращал внимание на опасность игры с инстинктами. Однако его предостережение могло касаться и советской тоталитарной системы, объявившей гонение на интеллигентность, игравшей на низменных инстинктах (чего стоят, например, политические «процессы» 1930-х годов, система доносов, жестокость к арестованным и членам их семей и т. п.). Зощенко — и это, видимо, пугало более всего — открыто показал, сколь губительна для человеческой личности жизнь в постоянном страхе. А ведь именно страх был краеугольным камнем в сталинской системе «воспитания» советского народа!



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Описание войны в произведениях русских писателей