Неоднозначность образа Галилео Галилея в романе Бертольда Брехта “Жизнь Галилея”



Имя Бертольда Брехта, выдающегося немецкого поэта, драматурга, в истории литературы XX ст. связано с утверждением новаторского театра, который получил название эпического. Душой творческих поисков Брехта была установка на активное вмешательство искусства в жизнь, перестройку психологии зрителя, мобилизацию его ума и активности. Сцена для художника – трибуна.

Основное в эпическом театре – апелляция к уму. Зритель в нем размышляет, оценивает, вырабатывает личную принципиальную позицию, активно решает вопросы современности, даже если

речь идет о давно прошедших временах, как, например, в драме “Жизнь Галилея”. В этом произведении драматург подает сложный, неоднозначный образ гениального ученого. Галилей возникает перед зрителями в пору научных прозрений и морального падения.

Галилео Галилей – творческий человек, который силой своего ума достигает тех горизонтов, которые закрыты для обычных людей, которые не способны посмотреть на мир свежим взглядом, увидеть новое, непривычное в том, что тебя окружает. Он неутомимый труженик, может часами, неделями, месяцами работать над своими научными опытами, постоянно совершенствуя их. Изучая

небесные светила, Галилей много времени проводит возле телескопа, который отрицательно влияет на его зрение, и это не беспокоит ученого. Захваченный научной работой, он отказывается оставить город, охваченный чумой: “Трехмесячные записи можно просто выбросить, если я не продолжу их еще одну-две ночи.

А чума теперь повсюду”.

Не испугавшись чумы, Галилео Галилей не устоял перед властителями мира сего. Святые отцы показали ученому орудия истязаний, и он, испугавшись физических мучений, перед страхом инквизиции отрекается от своего учения о вращении Земли и до конца жизни остается узником инквизиции. И хотя Галилей отказался от своего учения, ум Галилея-исследователя продолжал работать.

Живя в загородном доме близ Флоренции под надзором святой церкви, он все ж таки иногда брался за старое, работал над своей книгой “Разговор”, в которой изложил “совсем новое учение об очень давнем предмете – движении”. Отдавая каждый день все написанное своим надзирателям, Галилею удалось лунными ночами снять копию со своей научной работы и со временем переправить ее через границу со своим бывшим учеником Андреа, который покинул Италию, так как после отречения Галилея заниматься наукой в этой стране было невозможно.

Ученики Галилея с болью восприняли поступок своего учителя. Андреа, который до последней минуты верил, что учитель не отречется от истины, в отчаянии воскликнул: “Несчастна страна, в которой нет героев!” И хотя Галилей тогда сказал ему в ответ: “Несчастна и страна, которая нуждается в героях!”, со временем осудил себя еще более жестоко, так как считал, что предал свое призвание.

Отступничество Галилея имело страшные последствия: узнав об отречении Галилея, Депарш спрятал в сундук свой трактат о природе света, ближайшие ученики и последователи оставили свои исследования и возвратились в лоно церкви. Наука испытала тяжелую потерю, для ее развития нужен был подвиг Галилея. Неоднозначный образ Галилея, созданный Брехтом, прославляет величие и могущество человеческого ума и вместе с тем предупреждает, что научная деятельность требует от ученых особого мужества, чтобы противостоять корыстным властителям, которые применяют достояние научных работников не для блага человечества, а в своих целях.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...


Вы сейчас читаете сочинение Неоднозначность образа Галилео Галилея в романе Бертольда Брехта “Жизнь Галилея”