Место творчества Гоголя в русской литературе

После сатиры классицизма творчество Гоголя явилось одной из вех новой реалистической литературы. Значение Гоголя для русской литературы было огромно. С появлением Гоголя литература обратилась к русской жизни, к русскому народу; стала стремиться к самобытности, народности, из риторической стремилась сделаться естественною, натуральною.

Ни в одном русском писателе это стремление не достигло такого успеха, как в Гоголе.

Взгляд на само искусство. Влияние Гоголя на русскую литературу было огромно. Не только все молодые таланты бросились

на указанный им путь, но и некоторые писатели, уже приобретшие известность, пошли по этому пути, оставив свой прежний.

Утверждал, что Пушкин является отцом русской поэзии, а Гоголь — отцом русской прозаической литературы. Конечно, и в прозаических произведениях Пушкина, которые представляют чуждые русскому миру картины, без всякого сомнения, есть элементы русские. Но как доказать, что, например, поэмы «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Скупой рыцарь» могли быть написаны только русским поэтом? Но разве можно такой вопрос задать по отношению к Гоголю?

Конечно, нет. Изображать русскую действительность, с такой поразительной верностью может только русский писатель. Гоголь ничего не украшает, не смягчает вследствие любви к идеалам или каких-нибудь заранее принятых идей, или привычных пристрастий, как, например, Пушкин в «Онегине» идеализировал помещицкий быт. Однако у них есть много общих моментов в их произведениях, сказывается влияние Пушкина на Гоголя. Например, письмо незнакомки к Чичикову — пародийная копия письма Татьяны к Онегину, а сцена Чичикова и Коробочки — такая же копия сцены встречи Германа и графини.

Пушкин и Гоголь были друзьями.

«Вечеров. » непрестанно развивался и совершенствовался. С благородством и щедростью, с истинным великодушием, которым отмечен гений, Пушкин подарил Гоголю сюжеты двух крупнейших его произведений: «Ревизора» и «Мертвых душ», и Гоголь всегда был благодарен Пушкину, считал его своим лучшим учителем, благоговейно склонялся перед его памятью. Однако это были уже его зрелые произведения. А если говорить о раннем его творчестве, то можно упомянуть первое сохранившееся сочинение гимназиста Гоголя — поэма «Ганц Кюхельгартен»(1827 г.), которое характерно прежде всего романтичной патетикой, выражающей иллюзию относительно переустройства внутреннего мира человека. Но ироническое отношение автора к главному персонажу, неспособному своими поступками реализовать свои романтические мечты, не отрывает поэму от комично-стилевой стихии, которая, вскоре, благодаря блестящему воплощению в «Вечерах. «, ввела Гоголя в большую литературу.

Поэма «Ганц. «, как и некоторые повести, выходившие после нее, также как «Шинель» и др. не имели успеха.

Выход в 1831 — 1832 гг. в свет обеих частей «Вечеров. «, вызвавших открытый, восторженный отзыв поэта, также не были приняты консервативной критикой, которая отказалась признать творческую удачу молодого писателя.

После «Вечеров. » выходит следующий шедевр его творений, книга «Миргород»(1835г.). Повести здесь тематически очень самостоятельны, что сказалось и в их жанрах: героическая эпопея «Тарас Бульба» и нравоописательная повесть об Иване Ивановиче и Иване Никифоровиче. Но мысль автора одна: мысль о возможностях человеческого духа, о счастье жить по законам высокого дома, объединяющем людей и о несчастье, нелепости, бессмысленности существования.

Повести отразили совершенно противоположные результаты развития человека. Вопрос был поставлен остро, что говорило о страстном желании Гоголя видеть общество свободным от подобных несоответствий Создавая «Вечера. » и «Миргород» Гоголь не мог обойтись без народного фольклора, благодаря которому мы, читая повести Гоголя, глубже проникаем и понимаем жизнь тех или иных людей, описываемых в них. Постоянно, живя в Петербурге, в письмах к матери он обращается с просьбой написать побольше народных песен, любопытных фамилий, прозвищ, преданий и сведений о том, как проводятся свадьбы, калядки, как одеваются парубки и девушки на гулянья, гадания.

Если говорить о фантастике и реальности в произведениях Гоголя, то впервые мы встречаемся с этими элементами в «Вечерах. «. «Вечера. » были написаны в связи с тем, что русская общественность проявила интерес к Украине в этот период: ее нравам, быту, литературе, фольклору. И вот, Гоголь решает ответить на потребность в украинской тематике своими художественными произведениями. «В «Вечерах. » герои во власти религиозно-фантастических представлений, языческих и христианских верований. В рассказах о недавних событиях, о современности демонические силы воспринимаются как суеверие.

Отношение самого автора к сверхъестественным явлениям ироническое. Волшебно-сказочная фантастика отображается Гоголем не мистически, а более или менее очеловеченно. » Чертям, русалкам, ведьмам придаются вполне реальные, определенные человеческие свойства. Так, черт из повести «Ночь перед Рождеством» «спереди — совершенный немец», а «сзади — губернский стряпчий в мундире».

И, ухаживая за Солохой, он нашептывал ей на ухо «то самое, что обыкновенно нашептывают всему женскому роду».

Фантастика, вплетенная писателем в реальную жизнь, приобретает в «Вечерах. » «прелесть наивно-народного воображения и, несомненно, служит поэтизации народного быта». Но при этом христианское воззрение Гоголя постепенно меняется (растет). Более полно, нежели в других произведениях, оно выражается в повести «Страшная месть». Здесь в образе колдуна олицетворяется дьявольская сила. Но этой страшной силе противопоставляется православная религия.

При главенстве сатирического принципа изображения Гоголь особенно часто обращается в «Петербургских повестях» к фантастике и приему «крайнего контраста». Он был убежден, что «истинный эффект заключен в резкой противоположности». Но фантастика в той или иной мере подчинена здесь реализму. Углубляя показ в повести «Нос» нелепости человеческих взаимоотношений при «деспотическо-бюрократической субординации», Гоголь искусно использует фантастику.

В повести «Шинель» запуганный, забитый Башмачкин проявляет свое недовольство значительными лицами, грубо его принижавшими и оскорблявшими, в состоянии беспамятства, в бреду.

«Гоголь наметил в фантастическом завершении повести реальную мотивировку. Значительное лицо, смертельно напугавшее Акакия Акакиевича, ехало по неосвещенной улице после выпитого у приятеля шампанского, и ему, в страхе, вор мог показаться кем угодно, даже мертвецом». Обогащая реализм достижениями романтизма, просвещенного абсолютизма, создавая в своем творчестве сплав сатиры и лирики «анализа действительности и мечты о прекрасном человеке и будущем страны», он поднял критический реализм на новую высшую ступень по сравнению со своими мировыми предшественниками.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Вы сейчас читаете сочинение Место творчества Гоголя в русской литературе