В основе сюжета произведения — древнегреческий миф о непокорном титане, переосмысленный Шелли в духе его революционного времени. Основной пафос произведения — пафос борьбы, завершающейся поражением сил зла и тирании. Прометей один на один вступает в борьбу с тираном Зевсом:
И встал лицом к лицу с коварной силой Властителя заоблачных высот.
Насмешливо глядящего на землю,
Где стонами измученных рабов Наполнены безбрежные пустыни…
Зевс насильно принуждает к любви богиню моря Фетиду, он не знает, что по велению судьбы
у нее должен родится сын, более могущественный, чем его отец. Его имя Демогоргон, ему суждено свергнуть тирана с трона, и он исполняет веление судьбы. Однако «Освобожденный Прометей» — не только аллегория борьбы против деспотизма, но и мечта о такой ее форме, при которой борцы настолько высоки духом, что готовы взвалить на себя бремя мук человеческих и, простив обидчика, победить его силой собственного морального превосходства.
Пока Прометей движим лишь одним противоборством, причем противоборством против всех: и богов, и людей, виновных в долготерпении и непротивлении тирании, он оправдывает любые способы
противоборства, в том числе и насилие. Свергая Зевса, Прометей сам уподобляется тирану тем, что использует насильственный метод преобразования мира. Истинным героем Прометей становится только тогда, когда понимает до конца всю глубину ответственности за людей, которых избавляет от тирании, когда до конца осознает, что насилие неспособно преобразовать мир. Прометей примиряется со своим обидчиком и прощает его. В результате меняется мир: исчезает неравенство людей, начинается необычайный расцвет наук и искусства, превращающий пустыни в сады. Подчеркивая всеобъемлющий характер перемен, которые произойдут после освобождения человечества, автор заставляет Небо и Землю, Луну и Звезды, хоры духов и богов прославлять величие Прометея и лучезарное будущее раскрепощенного человечества.