Изображение жизни и природы в русской литературе
Формы присутствия природы в литературе разнообразны. Это и мифологические воплощения ее сил, и поэтические олицетворения, и эмоционально окрашенные суждения (будь то отдельные возгласы или целые монологи). И описания животных, растений, их, так сказать, портреты.
И, наконец, собственно пейзажи (фр. pays — страна, местность) — описания широких пространств.
В фольклоре и на ранних этапах существования литературы преобладали внепейзажные образы природы: ее силы мифологизировались, олицетворялись, персонифицировались и в этом качестве
Наиболее яркий пример — «Сказание о Мамаевом побоище», где впервые в древнерусской литературе видится созерцательный и одновременно глубоко заинтересованный взгляд на природу.
Природа очень сильно влияет на человека: дает ему силы, приоткрывает тайны, отвечает на многие
Природа является неизменной частью почти каждого прозаического творения.
И неудивительно, что многие писатели уделяли теме природы так много внимания. Из писателей-прозаиков можно выделить П. Бажова, М. Пришвина, В. Бианки, К. Паустовского, Г. Скребицкого, И. Соколова-Микитова, Г. Троепольского, В. Астафьева, В. Белова, Ч. Айтматова, С. Залыгина, В. Распутина, В. Шукшина, В. Солоухина и других.
Многие поэты писали о красоте родной земли, о бережном отношении к матери-природе. Это Н. Заболоцкий, Д. Кедрин, С. Есенин, А. Яшин, В. Луговской, А. Т. Твардовский, Н. Рубцов, С. Евтушенко и другие стихотворцы.
Природа была и должна оставаться учителем человека и его нянькой, а не наоборот, как возомнили люди. Ничто не может заменить нам живой, переменчивой природы, значит, пора спохватиться, по-новому, гораздо бережнее, заботливее, чем прежде, относиться к ней. Ведь мы сами тоже ее частица, несмотря на то, что отгородились от нее каменными стенами городов.
И если природе становится плохо, непременно будет плохо и нам.
Эта мысль присутствует в повести Г. Н. Троепольского «Белый Бим Черное Ухо». Автор считает, что человек лишь тогда может называться так, когда в основе его нравственности лежат подлинно гуманистические идеи и начала. Истинная доброта не нуждается в громких фразах. Она проста и скромна, неотделима от других высоких свойств человеческой души.
И писатель убедительно доказал это, показывая на пути Бима к хозяину и благородных тем, кто живет по законам паразитизма. И снова, как и в других произведениях, мерилом высоты человеческого духа становится любовь к природе. История Белого Бима написана во имя и во спасение «братьев меньших». Она также создана во спасение человеческой души, во имя человечности. Такие книги учат нас видеть и понимать природу, ценить красоту, любить.
Ведь человек по-настоящему бережет и защищает только то, что любит.