Изображение персонажей реалистических произведений

Одним из любимых в художественной системе романтизма был мотив бегства героя от серой обыденности (Ш. Бодлер, «Несите меня оттуда вагоны и фрегаты. «). Однако куда именно этот герой бежал? Прежде всего это могли быть какие-то экзотические края.

Романтики любили изображать отдаленные исторические эпохи, прежде всего причудливо-многогранность и аллегорически-мистическое средневековья. Вспомним в этой связи расцвет исторического романа в эпоху романтизма, который дал такие шедевры, как «Айвенго» (1819). Скотта. В то же время нужно заметить,

что жанра исторического романа не чурались также реалисты (Г. Флобер, «Саламбо»).

Однако все-таки преимущественно художественный время реалистических произведений — это их современность. Показательным в этом плане является подзаголовок романа Стендаля «Красное и черное» — «Хроника XIX века». Итак, любимом романтиками историческом романа реалисты противопоставили роман на тему современности.

Кроме того, местом «тайники» романтического героя от прозы жизни могла быть и какая-то вымышленная страна, своеобразный виртуальный мир. Зато действие большинства реалистических произведений

происходит в реально существующем, конкретном да еще и хорошо известном месте. Причем часто оно описано так наглядно и точно, что кое-кто проверяет упомянутые в произведениях реалистов номера домов и квартир и даже количество балконов. И когда все это совпадает, исследователи очень радуются. Так, одним из ярких примеров реалистического художественного пространства является Лондон, описанный Ч. Диккенсом.

То же самое можно сказать и о Петербург Ф. Достоевского (то есть образ Санкт-Петербурга, каким он предстает в произведениях русского писателя). Исследователи убедились, что Достоевский нигде не ошибся в названиях улиц, площадей, мостов через Неву. Итак, как «необычного героя» литературы романтизма изменил «типичный герой» реалистической литературы, так же и «необычный время и пространство» литературы романтизма изменили реальные, «узнаваемые», хорошо известны читателям время и пространство литературы реализма.

Роль художественной литературы в системе искусств XIX в. была чрезвычайно велика. В то же время не все литературные роды и жанры были в одинаковом положении. Скажем, если эпоха романтизма была эпохой господства лирической поэзии, то для эпохи реализма характерно доминирование эпоса.

Хотя в художественной системе реализма работали не только прозаики, но и поэты, магистральные пути развития лирической поэзии середины — второй половины XIX в. пролегали все-таки не на реалистичных территории. Можно даже сказать, что торжество реализма над романтизмом ознаменовано торжеством прозы над поэзией.

Если же рассматривать удельный вес в литературном процессе эпохи реализма именно прозаических жанров, то необходимо отметить, что в реализме середины — второй половины XIX в. на смену малым жанрам (рассказ, повесть, очерк) приходит роман, причем безусловно доминирует уже упомянутый роман о современности. Именно он мог найінтен-сивніше впитывать в себя основную (прежде всего — социальную) проблематику эпохи. Кроме того, именно этот жанр давал возможность наиболее полно воссоздать и подробно исследовать самые разнообразные (как положительные, так и отрицательные, как «высокие»и «низкие») темы, проблемы и аспекты реальной жизни человека и общества.

Поэтому совсем не случайно, мастер социально-психологической прозы XIX века. Стэн-даль назвал роман зеркалом, «с которым идем большой дорогой. То оно отражает синь небосвода, то грязные лужи и выбоины».

Автор «Красного и черного» требовал от писателей неукоснительного подчинения «железным законам реального мира», исследования которых как раз и было одним из главных задач реализма.

Социально-психологическая проза — это прозаические произведения (в частности — романы), в которых рассмотрены важные социальные проблемы и воспроизведены явления, которые определяют особенности устройства общества через раскрытие психологии персонажей, их мыслей, стремлений и переживаний.

Итак, эпоха реализма была периодом доминирования реалистичного социально-психологического романа. Причем, именно в этом своем разновидности жанр романа (который имеет тысячелетнюю историю) до середины XIX в. достиг такого совершенства, такой классической законченности, что это время иногда называют «золотой эрой» классического романа.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Изображение персонажей реалистических произведений