Изображение персонажей реалистических произведений



Одним из любимых в художественной системе романтизма был мотив бегства героя от серой обыденности (Ш. Бодлер, “Несите меня оттуда вагоны и фрегаты. “). Однако куда именно этот герой бежал? Прежде всего это могли быть какие-то экзотические края.

Романтики любили изображать отдаленные исторические эпохи, прежде всего причудливо-многогранность и аллегорически-мистическое средневековья. Вспомним в этой связи расцвет исторического романа в эпоху романтизма, который дал такие шедевры, как “Айвенго” (1819). Скотта. В то же время нужно

заметить, что жанра исторического романа не чурались также реалисты (Г. Флобер, “Саламбо”).

Однако все-таки преимущественно художественный время реалистических произведений – это их современность. Показательным в этом плане является подзаголовок романа Стендаля “Красное и черное” – “Хроника XIX века”. Итак, любимом романтиками историческом романа реалисты противопоставили роман на тему современности.

Кроме того, местом “тайники” романтического героя от прозы жизни могла быть и какая-то вымышленная страна, своеобразный виртуальный мир. Зато действие большинства реалистических произведений

происходит в реально существующем, конкретном да еще и хорошо известном месте. Причем часто оно описано так наглядно и точно, что кое-кто проверяет упомянутые в произведениях реалистов номера домов и квартир и даже количество балконов. И когда все это совпадает, исследователи очень радуются. Так, одним из ярких примеров реалистического художественного пространства является Лондон, описанный Ч. Диккенсом.

То же самое можно сказать и о Петербург Ф. Достоевского (то есть образ Санкт-Петербурга, каким он предстает в произведениях русского писателя). Исследователи убедились, что Достоевский нигде не ошибся в названиях улиц, площадей, мостов через Неву. Итак, как “необычного героя” литературы романтизма изменил “типичный герой” реалистической литературы, так же и “необычный время и пространство” литературы романтизма изменили реальные, “узнаваемые”, хорошо известны читателям время и пространство литературы реализма.

Роль художественной литературы в системе искусств XIX в. была чрезвычайно велика. В то же время не все литературные роды и жанры были в одинаковом положении. Скажем, если эпоха романтизма была эпохой господства лирической поэзии, то для эпохи реализма характерно доминирование эпоса.

Хотя в художественной системе реализма работали не только прозаики, но и поэты, магистральные пути развития лирической поэзии середины – второй половины XIX в. пролегали все-таки не на реалистичных территории. Можно даже сказать, что торжество реализма над романтизмом ознаменовано торжеством прозы над поэзией.

Если же рассматривать удельный вес в литературном процессе эпохи реализма именно прозаических жанров, то необходимо отметить, что в реализме середины – второй половины XIX в. на смену малым жанрам (рассказ, повесть, очерк) приходит роман, причем безусловно доминирует уже упомянутый роман о современности. Именно он мог найінтен-сивніше впитывать в себя основную (прежде всего – социальную) проблематику эпохи. Кроме того, именно этот жанр давал возможность наиболее полно воссоздать и подробно исследовать самые разнообразные (как положительные, так и отрицательные, как “высокие”и “низкие”) темы, проблемы и аспекты реальной жизни человека и общества.

Поэтому совсем не случайно, мастер социально-психологической прозы XIX века. Стэн-даль назвал роман зеркалом, “с которым идем большой дорогой. То оно отражает синь небосвода, то грязные лужи и выбоины”.

Автор “Красного и черного” требовал от писателей неукоснительного подчинения “железным законам реального мира”, исследования которых как раз и было одним из главных задач реализма.

Социально-психологическая проза – это прозаические произведения (в частности – романы), в которых рассмотрены важные социальные проблемы и воспроизведены явления, которые определяют особенности устройства общества через раскрытие психологии персонажей, их мыслей, стремлений и переживаний.

Итак, эпоха реализма была периодом доминирования реалистичного социально-психологического романа. Причем, именно в этом своем разновидности жанр романа (который имеет тысячелетнюю историю) до середины XIX в. достиг такого совершенства, такой классической законченности, что это время иногда называют “золотой эрой” классического романа.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...


Вы сейчас читаете сочинение Изображение персонажей реалистических произведений