Человек и природа в современной литературе

Мы называем землю матерью, матушкой, кормилицей, поем ей гимны и славословим. Это лишь на словах. На деле мы поступаем с ней безнравственно и жестоко, мы давно забыли, что она живая. Как все живые, она ждала милосердия. Но произошло отчуждение.
В. Белов
Мы, наше поколение, не знаем, какой видели природу в прошлом веке. Но мы можем представить ее благодаря пленительным пейзажам И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, И. А. Бунина. Вот как изображает природу И. Бунин: Все слепило теплым серебром: парной воздух, зыбкий солнечный свет, курчавая белизна облаков,

мягко сиявших в небе и в прогалинах воды среди островов из куги и кувшинок; везде было так мелко, что видно было дно с подводными травами, но оно как-то не мешало той бездонной глубине, в которую уходило отраженное небо с облаками. Когда-то человек провозгласил себя царем природы, и к каким плачевным результатам привело это, показывает уже наш современник В. Астафьев в рассказе Людочка: С годами к канаве приползло и разрослось, как ему хотелось, всякое дурнолесье и дурнотравье: бузина, малинник, тальник, волчатник, одичалый смородник, не рожавший ягод, и всюду развесистая полынь, жизнерадостные лопухи и колючки. Кое-где
дурнину эту непролазную пробивало кривоствольными черемухами, две-три вербы, одна почерневшая от плесени упрямая береза росла и, отпрянув сажень на десять, вежливо пошумливая листьями цвели в середине лета кособокие липы. Как же изменилась природа! Вырублены леса, уничтожены многие виды растений, лес загрязнен, изрыт канавами, залитыми грязной, вонючей водой. Потеряна связь между человеком и природой, порваны те невидимые нити, которые когда-то связывали их. Человек поработил природу, заставил ее работать на себя. А в результате к концу XX века экологические проблемы стали одними из самых важных. Наиболее остро встал вопрос: как нам выжить?
В рассказе Людочка В. Астафьев поднимает многие проблемы, в том числе и экологические. В городском парке люди выкопали канаву и проложили по ней трубу, а вот закопать забыли. Черная, с кривыми коленами, будто растоптанный скотом уж, лежала труба в распаренной глине, шипела, парила, бурлила горячей бурдой. Деревья над канавой заболели, сникли. Всегда тут, в парке, стояла вонь. Сама среда обитания стала враждебной человеку. В эту обстановку и попадает главная героиня произведения. Тяжело Людочке, приехавшей из деревни в город, с ее чистой душой приспособиться к окружающей жизни, привыкнуть к городской действительности. И эта хрупкая, болезненная девушка, сохранившая в кошмарной обстановке свою душу, вызывает только уважение и жалость. Астафьев, повествуя о судьбе Людочки, говорит не только об экологии природы, но и об экологии души. Автор призывает людей остановиться, оглянуться и увидеть, что они сделали с природой, ведь дальше так жить нельзя.
Проблему взаимоотношений человека и природы рассматривает и Борис Васильев в романе Не стреляйте в белых лебедей. Главный герой произведения Егор Полушкин беспредельно любит природу, все то, что его окружает. Работает он всегда на совесть, живет смирно, а всегда виноватым оказывается. Причиной этому то, что не мог Егор нарушить гармонию природы, боялся вторгаться в живой мир. Герой понимал природу, и она понимала его. Только Полушкин да и его сын Колька могли собак самых злющих в два слова утихомирить. Только он умел слышать и понимать тишину, видеть красоту отдыхающей природы, ее сон, и единственное, что ему хотелось, так это зачерпнуть ладонями эту нетронутую красоту и бережно, не замутив и не расплескав, принести ее людям. Но люди не понимали его и считали не приспособленным к жизни. А Егор призывал беречь и уважать родную землю. Никакой человек не царь ей, природе-то. Не царь, вредно это царем-то зваться. Сын он ее, старший сыночек. Так разумным же будь, не вгоняй в гроб маменьку. В конце романа Егор погибает от рук тех, кто не понимает красоту природы, кто привык только покорять ее. Но подрастает сын Полушкина, Колька, который, будем надеяться, сможет заменить своего отца. Станет любить и уважать родную землю, беречь ее.
Проблему взаимоотношений человека и природы поднимают и другие наши современники. Это и Чингиз Айтматов, показавший в своем романе Плаха, как человек своими руками рушит многокрасочный и многонаселенный мир природы. Писатель предостерегает, что бессмысленное истребление животных угроза земному процветанию. Ставя человека в положение царя по отношению к животным, автор показывает, что такая позиция человека чревата трагедией. Что природа будет мстить человеку за истребление меньших братьев.
Эта проблема волнует и Валентина Распутина. В повести Пожар наиболее сильно ощущается противопоставление гармоничной природы несовершенному человеку. После пожара весна собирает уцелевшее и неотмершее в одну живу, а люди не понимают этого.
В своих произведениях писатели обращаются прежде всего к каждому из нас. Следует помнить, что человек и природа понятия, неотделимые друг от друга. Убивая природу, человек обрекает себя на гибель. Рушатся связи человека не только с природой, но и с себе подобными. Горько восклицает герой романа Б. Васильева: Сиротиночки мы: с землей-матушкой в разладе, с лесом-батюшкой в ссоре, с речкой-сестричкой в разлуке горькой. И стоять не на чем, и прислониться не к чему, и освежиться не чем. Люди должны помнить, что они в ответе перед теми, кто жил на этой земле, а еще больше перед теми, кто будет жить после них. Как колокол на башне вечевой звучит название повести В. Распутина Пожар. Писатели как бы призывают нас: Люди! Остановитесь и оглянитесь! С чем вы придете в XXI век.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Человек и природа в современной литературе