«Базаров — борец и мыслитель» сочинение

Роман «Отцы и дети» — вершина художественного творчества Тургенева, одного из самых проницательных и прозорливых «художников слова». От начала и до конца своей творческой жизни он был чуток ко всему новому в русской действительности. Он умел подмечать и откликаться на все острые явления современности, ставить в своих произведениях именно те вопросы русской жизни, которые волновали общественную мысль.

В романе «Отцы и дети» Тургенев следует, можно сказать, по пятам событий, которые происходят в его стране. Он показывает

кризис жизненного уклада барина и мужика, необходимость уничтожения крепостного порядка. Автор противопоставляет образ главного героя, «нового человека», бунтаря, разночинца, нигилиста, либеральному дворянству.

В Евгении Базарове воплотилось новое жизненное явление, сложное, противоречивое, но, безусловно, революционное по своей сути. Он представитель новой волны, нового времени, он — «ветер перемен». Этот человек прошел суровую школу труда и лишений, прожил горькую, нелегкую, тернистую жизнь. Сын лекаря, Базаров — человек из народа. Именно низкое социальное происхождение потребовало от него силы,

упорства, целеустремленности, чтобы «выйти в люди». Годы упорного труда сделали его образованнейшим человеком. Он окончил университет, ни «копейки лишней» не взяв у родителей (смотрите сочинение про взаимоотношения Базарова с родителями). Знания его очень обширны, он осведомлен в области медицины, химии, ботаники, зоологии.

Но Базаров не только напряженно учился и постигал науки, он пытался еще и воспитывать себя. Сколько предрассудков, привычек, укоренившихся с детства, пришлось ему побороть. Ведь нетрудно догадаться, какое воспитание получил Евгений в своей патриархальной семье. В условиях общественного подъема эта сильная и незаурядная личность искала для себя иные пути формирования. Он всего достиг сам активной физической и мыслительной работой. Пройдя тяжелую школу нужды и труда, Евгений с честью выдержал все жизненные испытания. Труд дал ему независимость и самостоятельность.

Как натура независимая, Евгений не склоняется ни перед какими авторитетами, все подвергает суду мысли. Базаров — материалист. Для него не существует того, что не имеет конкретного, материального начала. Он стремится ничего не брать на веру, все проверять экспериментальным путем. Утверждая, что «природа — не храм, а мастерская», Базаров провозглашает необходимость ее изучения и разумного вмешательства. Вся его философия состоит из одного главного положения: «человек — есть продукт природы!», а следовательно он отрицает индивидуальность, духовное, нравственное начало человека. В этом отрицании проявляется нигилизм Базарова, родившийся в эпоху ломки общественного сознания. Он связан с утверждением материалистического миропонимания, с развитием науки, в первую очередь естествознания.

Проповедуя всеобщее отрицание, наш герой впадает в нелепую крайность. Он отвергает все вечные человеческие ценности: искусство, нравственность, любовь. Стоит лишь вспомнить его насмешливое отношение к творчеству Пушкина, к живописи, к поэзии. Дух отрицания и разрушений формирует в Базарове неудержимую, грубую, резкую натуру. И все-таки нельзя считать Базарова настоящим нигилистом. Для истинного нигилиста невозможна никакая деятельность. А Евгений занят расширением своего кругозора, научно-исследовательской работой. Он не отрицает того, что проверено опытом, практикой жизни. Его живой, ищущий ум пытается отыскать пути, дающие возможность принести больше пользы человечеству, пути, ведущие к изменению и перестройке окружающего мира. Базарова не удовлетворяют мелкие улучшения жизни, ее частичные исправления. Он требует уничтожения и замены самих основ современного ему общества. В непримиримом отрицании Базаровым всего крепостнического прошлого отразились революционные устремления передовой демократической молодежи.

В нигилизме Назарова сам автор справедливо усматривал проявления революционности. Базаров, как выразитель революционных идей, как человек, обладающий целеустремленностью и глубокой убежденностью, готовит себя к тому, чтобы сделать «много дел». Но какие это дела и к чему конкретному стреми гея 1 Базаров, пока остается неясным. Да и он сам об этом еще не думает, время не пришло.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение «Базаров — борец и мыслитель» сочинение