Анализ стихотворения Некрасова «Железная дорога»
Стремясь к широкому охвату русской действительности, Н. А. Некрасов легко переходил от изображения одной социальной сферы к описанию другой. Эпическая основа «Железной дороги» (1864) позволяет отнести это произведение к жанру поэмы, хотя объем ее небольшой, и иногда «Железную дорогу» называют стихотворением.
Внимание поэта привлекла острая социальная тема — строительство железных дорог, где процветала безжалостная эксплуатация рабочих, вчерашних крестьян, выгнанных из сел и деревень — «с разных концов государства великого» —
Эпиграф, предпосланный поэме, сообщает, что железную
восклицанья послышались грозные! Топот и скрежет зубов; Тень набежала на стекла морозные. Что там? Толпа мертвецов! То обгоняют дорогу чугунную, То сторонами бегут. Слышишь ты пение. «В ночь эту лунную Любо нам видеть свой труд. Братья! Вы наши плоды пожинаете! Нам же в земле истлевать суждено. Все ли нас, бедных, добром поминаете Или забыли давно?»»
В соответствии с эпиграфом Н. А. Некрасов развернул в поэме злободневный в те годы спор о роли народа в создании духовных и материальных ценностей. Генерал соглашается с тем, что железную дорогу построил народ, но ой настаивает на том, что народ способен только воплощать, а не созидать, не генерировать идеи. Лирический герой пытается спорить, но генерал не дает. Тогда лирический герой рисует для Вани «отрадную картину» — она оказывается очень горькой. Но есть грусть-надежда: народ «Вынесет все
— и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе». Но когда это будет.