Жизнь уездного городка в комедии Николая Гоголя “Ревизор”

Сюжет комедии Н. В. Гоголя довольно прост: перед нами скучный мир захолустного уездного города, из которого “. хоть три года скачи, ни до какого государ­ства не доедешь”. Грусть вызывает описание этого го­родка: “На улицах кабак, нечистота!”. Поблизости от старого забора, “что возле сапожника. навалено на сорок телег всякого сору”. Церковь при богоугодном заведении, “на которую назад тому пять лет была ас­сигнована сумма. начала строиться, но сгорела”. И это не только зарисовка провинциального города, это картина всей России

того времени.

Привычное течение жизни вдруг нарушено “прене­приятным известием” о приезде ревизора-инкогнито, о чем и сообщает в начале пьесы городничий чиновни­кам городка. По случайности за ревизора принимают проезжего молодого человека, оказывая ему все необ­ходимые почести. Этот сюжет имеет реальную подоп­леку: А. С. Пушкин как-то был принят губернатором Нижнего Новгорода за тайного ревизора, о чем и рас­сказал Гоголю, посоветовав ему взять эту историю за основу комедии. Такая

ситуация была теоретически возможна в любом провинциальном городе России тех лет.

Но простота сюжета лишь подчеркивает мастерст­во сатирика, который на основе простого сюжета су­мел высмеять всю чиновничью Русь, отразить все на­сущные проблемы того времени.

Конечно, в комедии задействованы не только госу­дарственные служащие. Мы видим здесь и поместное дворянство, и купечество, и крестьян. Но в центре по­вествования именно чиновники, воплотившие в себе недостатки всего российского чиновничества: взяточ­ничество, чиноугодничество, карьеризм, казнокрад­ство.

Талантливый сатирик создает целую плеяду рус­ских типов, подчеркивая в каждом из них ту или иную черту характера, требующую, по мнению Гого­ля, осмеяния, обличения.

Самой полной характеристики удостоился в коме­дии карьерист городничий, никогда не упускающий своей выгоды, жадно хватающий все, что плывет ему в руки. Мы можем судить об этом человеке на основе авторских замечаний, высказывания действующих лиц, по поступкам и словам самого героя. Перед нами предстает малопривлекательный облик казнокрада, взяточника и самодура, уверенного в своей безнака­занности: “Нет человека, который бы за собою не имел каких-либо грехов”. Для городничего не суще­ствует никаких законов: он обирает купцов, тратит казенные деньги на личные нужды. Он неглуп, но ум его устремлен на дела нечестные.

Другие чиновники отличаются от своего предводи­теля разве что более ограниченной властью.

Показательна фамилия судьи города – Ляпкин-Тяпкин, по ней можно судить о его отношении к своим служебным обязанностям. Этот, по выражению Гоголя, “вольнодумец”, так же, как и городничий уверен в собственной непогрешимости: “Грешки грешкам рознь. Я говорю всем открыто, что беру взят­ки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело”.

С язвительной сатирой показан попечитель бого­угодных заведений Земляника – доносчик, хитрец и подхалим. Он не обременяет себя излишней заботой о своих подопечных, руководствуясь принципом: “че­ловек простой: если умрет, он и так умрет; если выздо­ровеет, то и так выздоровеет”.

Возможности злоупотребления своим служебным положением находит и смотритель уездных училищ Хлопов – чрезвычайно запуганный человек; и читающий чужие письма почтмейстер Шпекин – глу­пый и ограниченный субъект.

Несмотря на различия в характере, поведении, служебном положении чиновничество, в изображе­нии Гоголя, олицетворяет типовые черты государст­венной администрации николаевской России. Куль­турный уровень чиновников, как в комедии, так и по всей стране, был крайне низок, вывод об этом можно сделать из описаний традиционных забав “столпов го­рода N”: попойки, картежные игры, сплетни. У них совершенно отсутствует представление о долге, чести, достоинстве.

Пьеса “Ревизор” говорит нам о том, что чиновники в России служат вовсе не для того, чтобы беспокоить­ся о благе страны и народа. Они употребляют служеб­ное положение исключительно в личных, корыстных целях, выслуживаются перед вышестоящими, уни­жают подчиненных, всеобщими усилиями разоряют Россию.

Выбрав для своего произведения форму комедии, Гоголь достиг своей цели “собрать в одну кучу все дур­ное в России. и за одним разом посмеяться над всем”. Причем, смеяться над этим можно и по сей день, так как российское чиновничество и в наше время недале­ко ушло от представленных Гоголем любителей взя­ток и красивой жизни.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...


Вы сейчас читаете сочинение Жизнь уездного городка в комедии Николая Гоголя “Ревизор”
?