Жизнь уездного городка в комедии Гоголя «Ревизор»

Гоголь в своей необычной комедии пытался показать девятнадцатый век, когда в стране была власть Николая Первого. Понимая, что в стране много проблем, автор попытался это показать в своем произведении и высмеять все пороки общества, в котором ему приходилось жить. Чтобы его произведение более детально и точно показывало действительность, самобытный писатель не только присматривается к реальной картины жизни, которую он и так знал превосходно, но еще и изучал много разных документов.

Гоголевская комедия «Ревизор» не только показывает

действительность, но и помогает ее проанализировать и переосмыслить некоторые факты. Но писатель все это преподносит читателю через художественный вымысел. Николай Гоголь глубоко проникает в факты действительности, обобщает их, что позволяет ему в своем комедийном сюжете не останавливаться на конкретном месте и временном промежутке, а обобщить все это.

Уездный гоголевский город не имеет названия, так как является символом всей России, в которой царит самодержавная власть.

Уже в первом действии комедии Николай Гоголь показывает то, что происходит в этом городке. А это, прежде всего, пороки и несправедливости:

казнокрадство, беззаконие, произвол. Городничий и все остальные чиновники города — представители городской власти. Они руководят всем тем, что происходит в городе и обязаны следить за порядком, но сами же и нарушают эти порядки.

По развитию действий читатель в самом начале комедии понимает, что все они воры и мошенники, которые совсем не заботятся о своем городе и о том, как живут в нем люди. Благополучие простых людей им совершенно не интересует. Все, что можно взять или украсть, уже распределено между ними.

Совесть их совсем не беспокоит.

Ярким представителем чиновничьего сословия является городничий, в уста которого автор вкладывает размышления всех чиновников этого уездного города. Он размышляет о том, что нет на свете человека, который бы не имел грехов. Поэтому у каждого чиновника свои грехи.

Так, сам городничий все деньги, которые поступают в его казну на строительство разных объектов, присваивает себе и не испытывает никаких угрызений совести. Но Антон Антонович присваивает себе постоянно не только казенные деньги, но и еще берет с купеческих людей различные поборы. Они тоже поступают не в казну, а в карман Сквознику-Дмухановскому.

Имея перед своими глазами такой яркий пример градоначальника, остальные чиновники ведут себя также. Вот всего несколько примеров. Чиновник Земляника отвечает за правильную и организованную работу богоугодных заведений, но в его учреждениях больные больше похожи «на кузнецов», нежели на больных. Тоже самое происходит и в присутственных местах, которыми управляет Тяпкин-Ляпкин.

Автор специально использует такую фамилию, чтобы показать, как решает все дела такой судья. А что же собой представляют его заведения? Он сам крепко выпивает, и этот запах постоянно присутствует там, где он находится.

В его присутствующих местах шныряют свиньи, гуси и прочая живность.

Не менее интересен и гогололевский образ смотрителя учебных заведений. Читатель очень скоро понимает, что Хлопов тупой и невежественный человек. Но как он тогда может обучать молодое поколение? Смотритель Лука Лукич не может быть примером для подрастающего поколения.

Но даже почтмейстер не занят своими непосредственными обязанностями, а вскрывает все письма и читает их, интересуясь всеми новостями. В тюрьме арестанты не получают ни одежды, ни еды. Даже сам городничий перед приездом ревизора замечает, что царит нечистота и разорение.

Но особенное внимание автор обращает на помещиков — сплетников. Жизненная цель этих помещиков состоит в том, чтобы узнать раньше других сплетни и городские новости и рассказать им всем. Читатель видят, как их наказывает само общество, к которому они относятся в конце комедии.

И тогда им дается полная и правдивая характеристика: проклятые трещотки, короткохвостые сороки.

Но есть еще и помещики, которые стоят на более низкой ступени этой правящей власти в уездном городе. Им тоже автор дает полную характеристику. Свистунов берет большие взятки, даже больше, чем позволяет его чин. Есть у него и другие отрицательные качества: он ворует ложки из серебра.

Не соблюдает нравственные устои и правила поведения и полицейский Держиморда. Он наводит порядок в городе не при помощи закона, а использует для этого свои кулаки, причем он не разбирается, кто виноват.

Женщины в городе представлены женой и дочерью городничего. Обе они в гоголевском изображении глупы, нравственно опустошены и пошлы. Автор показывает, как они кокетничают с ревизором и ведут себя недостойно. И если Марья Антоновна, которая, как и мать, ставит превыше всего деньги и положение в обществе, хочет выйти замуж за «ревизора».

Получается, что Анна Андреевна просто из-за высокого общественного положения может даже изменить мужу, отбить жениха у дочери и считать это нормой.

Есть в гоголевской комедии и незначительные лица, которым автор отводит всего лишь несколько строк. Но они еще больше дополняют картину жизни города и то, как глубоко взяточничество и пошлость уже проникла во все слои уездного общества. К лживому ревизору уже на следующий день приходят просители. В основном это купцы, которые тоже принося дары: вино и птицу.

Все они непросто обращаются с жалобами и просьбами к проверяющему, но тоже вначале дают взятку, чтобы его задобрить. И тут автор описывает жену офицера, которую по ошибке полицейские высекли прилюдно. Но, читая эти строки, жалости и сострадания почему-то не возникает.

Кажется, что это женщина — жертва, но это совсем не так, так как она приходит к «ревизору» не для того, чтобы ее защитили, а чтобы ей за это выплатили деньги.

Николай Гоголь сам говорил о своих героев, что у них никаких реальных прототипов, так как все современное российское общество является прототипами. Поэтому, когда комедия была поставлена в столице и в городе на Неве, то чиновники негодовали, стали обвинять автора в том, что он очернил и исказил всю их жизнь. И автор добавил эпиграф к своей комедии, где понятно намекал обществу, что не стоит винить автора, а лучше все-таки посмотреть на себя со стороны.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Вы сейчас читаете сочинение Жизнь уездного городка в комедии Гоголя «Ревизор»