Жизнь уездного городка в комедии Гоголя «Ревизор»
Гоголь в своей необычной комедии пытался показать девятнадцатый век, когда в стране была власть Николая Первого. Понимая, что в стране много проблем, автор попытался это показать в своем произведении и высмеять все пороки общества, в котором ему приходилось жить. Чтобы его произведение более детально и точно показывало действительность, самобытный писатель не только присматривается к реальной картины жизни, которую он и так знал превосходно, но еще и изучал много разных документов.
Гоголевская комедия «Ревизор» не только показывает
Уездный гоголевский город не имеет названия, так как является символом всей России, в которой царит самодержавная власть.
Уже в первом действии комедии Николай Гоголь показывает то, что происходит в этом городке. А это, прежде всего, пороки и несправедливости:
По развитию действий читатель в самом начале комедии понимает, что все они воры и мошенники, которые совсем не заботятся о своем городе и о том, как живут в нем люди. Благополучие простых людей им совершенно не интересует. Все, что можно взять или украсть, уже распределено между ними.
Совесть их совсем не беспокоит.
Ярким представителем чиновничьего сословия является городничий, в уста которого автор вкладывает размышления всех чиновников этого уездного города. Он размышляет о том, что нет на свете человека, который бы не имел грехов. Поэтому у каждого чиновника свои грехи.
Так, сам городничий все деньги, которые поступают в его казну на строительство разных объектов, присваивает себе и не испытывает никаких угрызений совести. Но Антон Антонович присваивает себе постоянно не только казенные деньги, но и еще берет с купеческих людей различные поборы. Они тоже поступают не в казну, а в карман Сквознику-Дмухановскому.
Имея перед своими глазами такой яркий пример градоначальника, остальные чиновники ведут себя также. Вот всего несколько примеров. Чиновник Земляника отвечает за правильную и организованную работу богоугодных заведений, но в его учреждениях больные больше похожи «на кузнецов», нежели на больных. Тоже самое происходит и в присутственных местах, которыми управляет Тяпкин-Ляпкин.
Автор специально использует такую фамилию, чтобы показать, как решает все дела такой судья. А что же собой представляют его заведения? Он сам крепко выпивает, и этот запах постоянно присутствует там, где он находится.
В его присутствующих местах шныряют свиньи, гуси и прочая живность.
Не менее интересен и гогололевский образ смотрителя учебных заведений. Читатель очень скоро понимает, что Хлопов тупой и невежественный человек. Но как он тогда может обучать молодое поколение? Смотритель Лука Лукич не может быть примером для подрастающего поколения.
Но даже почтмейстер не занят своими непосредственными обязанностями, а вскрывает все письма и читает их, интересуясь всеми новостями. В тюрьме арестанты не получают ни одежды, ни еды. Даже сам городничий перед приездом ревизора замечает, что царит нечистота и разорение.
Но особенное внимание автор обращает на помещиков — сплетников. Жизненная цель этих помещиков состоит в том, чтобы узнать раньше других сплетни и городские новости и рассказать им всем. Читатель видят, как их наказывает само общество, к которому они относятся в конце комедии.
И тогда им дается полная и правдивая характеристика: проклятые трещотки, короткохвостые сороки.
Но есть еще и помещики, которые стоят на более низкой ступени этой правящей власти в уездном городе. Им тоже автор дает полную характеристику. Свистунов берет большие взятки, даже больше, чем позволяет его чин. Есть у него и другие отрицательные качества: он ворует ложки из серебра.
Не соблюдает нравственные устои и правила поведения и полицейский Держиморда. Он наводит порядок в городе не при помощи закона, а использует для этого свои кулаки, причем он не разбирается, кто виноват.
Женщины в городе представлены женой и дочерью городничего. Обе они в гоголевском изображении глупы, нравственно опустошены и пошлы. Автор показывает, как они кокетничают с ревизором и ведут себя недостойно. И если Марья Антоновна, которая, как и мать, ставит превыше всего деньги и положение в обществе, хочет выйти замуж за «ревизора».
Получается, что Анна Андреевна просто из-за высокого общественного положения может даже изменить мужу, отбить жениха у дочери и считать это нормой.
Есть в гоголевской комедии и незначительные лица, которым автор отводит всего лишь несколько строк. Но они еще больше дополняют картину жизни города и то, как глубоко взяточничество и пошлость уже проникла во все слои уездного общества. К лживому ревизору уже на следующий день приходят просители. В основном это купцы, которые тоже принося дары: вино и птицу.
Все они непросто обращаются с жалобами и просьбами к проверяющему, но тоже вначале дают взятку, чтобы его задобрить. И тут автор описывает жену офицера, которую по ошибке полицейские высекли прилюдно. Но, читая эти строки, жалости и сострадания почему-то не возникает.
Кажется, что это женщина — жертва, но это совсем не так, так как она приходит к «ревизору» не для того, чтобы ее защитили, а чтобы ей за это выплатили деньги.
Николай Гоголь сам говорил о своих героев, что у них никаких реальных прототипов, так как все современное российское общество является прототипами. Поэтому, когда комедия была поставлена в столице и в городе на Неве, то чиновники негодовали, стали обвинять автора в том, что он очернил и исказил всю их жизнь. И автор добавил эпиграф к своей комедии, где понятно намекал обществу, что не стоит винить автора, а лучше все-таки посмотреть на себя со стороны.