Жизнь ночлежников до появления луки



Пьеса “На дне” завершила цикл произведений М. Горького о “босяках”. “Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром “бывших людей””, – писал Горький. По мере того, как формировалось социальное сознание писателя, становилась более глубокой в сравнении с рассказами 90-х годов и социально-психологическая характеристика представителей “босяцкого анархизма”. Обитатели ночлежки – уже типы, в которых писатель дал огромные социально-философские обобщения.

Пьеса “На дне” была написана

в период острого промышленного и экономического кризиса, который разразился в России в начале ХХ-го века. В ней нашли отражение действительно имевшие место факты и события современности. В этом смысле “На дне” явилась приговором существующему социальному строю, который сбросил многих людей, наделенных умом, чувством, талантом, на “дно жизни”, привел их к трагической гибели.

С первых сцен своего произведения Горький вводит читателя в мир ночлежки – местообитание босяков. В ремарке автор дает подробное описание быта бедняков. Непреодолимая бедность сквозит во всем. “Подвал, похожий на пещеру” –

одна эта фраза отсылает читателя к доисторическим временам, когда не было никаких бытовых условий. Ночлежники действительно не пользуются ни одним из современных благ человечества (кроме огня и молотка). Их сознание так же первобытно, это грубые, потерявшие последние остатки человеческого достоинства существа.

Так, Пепел (вор, поэтому у него почти всегда есть деньги) говорит Клещу: “А куда они – честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести… Честь-совесть тем нужна, у кого власть да вила есть…”. Таким образом, читатель понимает, что проблема выживания стоит в этом обществе очень жестко.

Первый акт пьесы дает также представление и о каждом персонаже. Автор дает как бы краткую предысторию людей. Так, о Бароне мы узнаем, что он благородного происхождения – “барин”, но ночлежка, куда он попал по необъяснимым пока причинам, уже переделала его.

Он насмехается над молодой девушкой Настей, вторит Пеплу, что совесть – ненужный здесь товар.

Пепел, как уже было сказано, вор. К тому же становится известно, что жена хозяина барака Костылева, Василиса, имеет какие-то отношения с этим человеком. Правда, сам Пепел не относится к ней с любовью.

Позже станет ясно, что он влюблен в другую.

Торговка пельменями Квашня одна из первых появляется на сцене. Она уверяет, что никогда не выйдет ни за кого замуж: “Чтобы я, – говорю,- свободная женщина, сама себе хозяйка, да кому-нибудь в паспорт вписалась, чтобы я мужчине себя в крепость отдала – нет!”. Никто ей не верит, а только насмехается.

Вообще насмешка – единственный тип отношений ночлежников друг к другу. Только Клещ отличается еще и презрением и даже ненавистью к ночлежникам. Он уверен, что труд поможет ему вырваться с дна.

И это произойдет скоро: “Вот погоди… умрет жена…”. И действительно, Анна стала очень плоха. Всем уже надоел ее надсадный кашель. А муж вообще перестал обращать на нее внимание.

Лишь единственный раз он с нежность заговаривает с Анной, когда та отдает оставленные ей пельмени: “Не хочу… На что мне есть? Ты – работник… тебе – надо…”.

Сатин и Актер – игрок и пьяница – в прошлом образованные люди. Они и сейчас иногда начинают говорить какие-то умные слова или фразы. Актер вспоминает свои бывшие роли, а Сатин невпопад вставляет длинные непонятные слова: Сикамбр, макробиотика, трансцендентальный.

Он уже давно не помнит значения этих слов, они лишь неожиданно всплывают в голове.

Но самый мерзкий тип, который появляется в начале пьесы, – Костылев. По признанию самих ночлежников, он “шельма”, “дрянь”. Сатин заявляет ему: “Кто тебя – кроме черта – любит…”. Он говорит о царстве божьем, где всем все воздастся по делам его.

Так Горький первый раз вводит проблему утешающих иллюзий. А так как впервые о ней заговорил Костылев, то понятно, как относится к ней сам автор. Горький выступал против “обидной людям” проповеди утешения.

Каковы бы ни были проявления утешительства, он видел в них лишь форму примирения с действительностью.

Так с проблемой “дна” и “хозяев” теперь органически связывается “сквозная” проблема всего творчества Горького – проблема гуманизма.

По форме начало первого акта представляет собой непрерывный диалог действующих лиц, которые в этот момент находятся на сцене, но по содержанию это лишь сумма отдельных монологов. Герои не слушают друг друга, говорят невпопад. Таким образом, Горький мастерски создает обстановку сумасшедшего дома, где все помешаны от горя, свалившегося на них.
Речь ночлежникоа несвязна, им трудно выражать свои мысли. Графически это подчеркивается множественными многоточиями, которые прерывают фразу на середине, иногда отделяют слова. “Слыхал… сто раз! Ну и был… эка важность.

Я вот скорняк был… свое заведение имел… А вот они, руки… просто грязные… да!”,- так говорит Бубнов.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...


Вы сейчас читаете сочинение Жизнь ночлежников до появления луки