Женский вопрос в романе Толстого «Война и мир» План Неповторимость
Женские образы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
В той всеохватной картине мира, которую нарисовал Толстой в своем романе, разумеется, нельзя было обойтись без женских характеров. В «Войне и мире» их довольно много, причем Толстой умеет индивидуализировать каждый образ, показать его неповторимую особенность. Основные женские персонажи, наиболее важные для раскрытия авторской позиции в романе, — это Наташа Ростова, княжна Марья, Элен.
II. Главная часть
1. Наташа Ростова. Это, безусловно, самая любимая героиня Толстого,
Наташа, как и пушкинская Татьяна, — «русская душою, сама не зная почему», и это качество очень дорого Толстому, потому что благодаря этому Наташа оказывается сопричастной народной правде, национальным истокам (пляска Наташи в доме дядюшки, ее молитва, ночь в Отрадном). На первый взгляд иногда кажется, что в эпилоге Толстой изобразил совсем другую Наташу, «приземленную», ограниченную семейным кругом, но на самом деле Наташа остается для Толстого все той же, естественной, и ее образ в эпилоге так же выражает толстовский нравственный идеал.
2. Во многом близка Наташе и княжна Марья. Как положительные стороны ее характера, с точки зрения Толстого, можно отметить любовь, абсолютное отсутствие эгоизма, веру в Бога, стремление помогать людям. В ее жизни было совсем немного событий, но ее внутренняя жизнь очень интенсивна. Суть ee состоит в идее христианского служения людям и самопожертвовании. Сколько мы видим княжну Марью в романе, она всегда живет ради других: ради отца, брата, маленького Николушки, ради своих крестьян, ради «божьих людей» и т. д. От собственного счастья она готова всегда отказаться, хотя иногда и не без горечи и внутренней борьбы (ее размышления о том, что если князь Андрей женится на Наташе, то ей уже нельзя будет выйти за Николая).
3. Полной противоположностью Наташе и княжне Марье является Элен. В ней Толстой как будто нарочно собрал все, что он не принимал в женщинах. Главное, Элен извращает саму идею любви: в ней она или грубо похотлива или — чаще — холодно-расчетлива (отношения с Пьером, проблема, за кого лучше выйти замуж, и т. п.) В Элен нет ни капли естественности, ее поведение всегда преследует совершенно определенные цели. Конечно, не приходится говорить и о христианских чувствах, о возможности самопожертвования и т. п. «Где вы — там разврат, зло», — говорит о ней Пьер.
В Элен нет именно того, что Толстой считал главным, — «простоты, добра и правды». В отличие от Наташи и княжны Марьи Элен очень красива, но красива холодной, бездушной красотой; у нее не может быть таких глаз, как у Наташи («живые, веселые») или княжны Марьи («лучистые»).