Женские образы в произведениях Гоголя



И комедия Н. В. Гоголя “Ревизор”, и его знаменитая поэма “Мертвые души” – прежде всего, произведения общественные. Их главная цель – показать всю правду русской жизни, вывести наружу все то, “что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи”. Гоголь не раз говорил об искусственности любовной интриги в таких произведениях, поэтому и в “Ревизоре”, и в “Мертвых душах” любовная линия выражена весьма слабо. Следовательно, женские образы нужны автору не как героини романов, а как еще один способ выражения главной

идеи произведений. Коробочка, жены помещиков, губернаторская дочка, дама просто приятная и приятная во всех отношениях, жены чиновников в “Мертвых душах”, так же, как Анна Андреевна, Марья Антоновна и второстепенные женские персонажи (слесарша и унтер-офицерская жена) в “Ревизоре”, – карикатурные женские фигуры, несущие, по словам самого автора, “идею пустоты”.

В поэме “Мертвые души” можно выделить несколько групп женских образов по их месту в образной системе. Единственным самостоятельным образом оказывается образ Коробочки – помещицы, коллеясской секретарши. Коробочка бережлива,

“набирает понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки”, живет замкнуто в своем поместье и, в соответствии со своим именем, окружена всевозможными ящичками, коробочками и комодиками, где хранится всякое добро, которое, может быть, так никогда и не пригодится в хозяйстве. Ограниченность, полоумие, нерешительность довершают характер “дубинноголовой” помещицы, относящейся с недоверием ко всему новому в жизни. “Точно ли так велика пропасть, отделяющая ее [Коробочку] от сестры ее?” – спрашивает Гоголь. Вот тут и выясняется, что обе они пусты и никчемны. Но самое страшное то, что образ Коробочки, как и все образы в произведении Гоголя, типичен, что иногда и “государственный даже человек” на деле окажется совершенной Коробочкой.

Другую группу образов в “Мертвых душах” составляют жены помещиков, которые дополняют образы своих супругов. Лизанька Манилова и по внешности, и по характеру похожа на своего мужа. Она так же притворно вежлива, так же не занимается хозяйством, так как это “предметы кухни”, а она воспитана хорошо, то есть в пансионе, где “три главных предмета составляют основу человеческих добродетелей: “французский язык, игра на фортепиано и собственно хозяйственная часть, то есть “вязание кошельков и других сюрпризов”.

Жена Собакевича, Феодулия Ивановна, противопоставлена своему мужу по внешности, хотя ее степенность в чем-то сродни мужниной неуклюжести.

Единственный женский образ среди помещичества, несущий в себе какое-то положительное начало, – образ умершей жены Плюшкина. При жизни она была “приветливой и говорливой” хозяйкой и славилась хлебосольством. Хозяйство при ней шло хорошо, “все текло живо и свершалось размеренным ходом”, а Плюшкин был приятным человеком, в глазах которого “был виден ум”. Но с ее смертью все в имении переменилось, вдовец стал скупым, запустил свое хозяйство, а вскоре и сам превратился в “какую-то прореху на человечестве”.

В отдельную группу можно выделить образы чиновниц. Эти образы типизированы, что постоянно подчеркивается, даже дама приятная во всех отношениях и просто приятная дама не названы по именам (их имена мы узнаем только из их реплик). Говоря о дамах города NN, Гоголь выделяет ряд черт, характерных для всей прекрасной половины чиновничества. Все они стремятся походить на столичных аристократок, одеваются по моде, хотя иногда среди шикарных нарядов мелькнет какой-нибудь “невиданный землею чепец”. Каждая дама уверена в своей неотразимости и стремится показать лучшее, что у нее есть. Еще одна важная черта обитательниц города NN – упрямство: “если ж было почувствовано внутреннее убеждение”, то внушить даме что-либо другое не представлялось никакой возможности. Идеалом женского общества является дама приятная во всех отношениях, так как “всякое движение” производит она со вкусом, любит стихи и умеет “мечтательно” держать голову.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...


Вы сейчас читаете сочинение Женские образы в произведениях Гоголя