Женские образы в произведениях Гоголя

И комедия Н. В. Гоголя «Ревизор», и его знаменитая поэма «Мертвые души» — прежде всего, произведения общественные. Их главная цель — показать всю правду русской жизни, вывести наружу все то, «что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи». Гоголь не раз говорил об искусственности любовной интриги в таких произведениях, поэтому и в «Ревизоре», и в «Мертвых душах» любовная линия выражена весьма слабо. Следовательно, женские образы нужны автору не как героини романов, а как еще один способ выражения главной

идеи произведений. Коробочка, жены помещиков, губернаторская дочка, дама просто приятная и приятная во всех отношениях, жены чиновников в «Мертвых душах», так же, как Анна Андреевна, Марья Антоновна и второстепенные женские персонажи (слесарша и унтер-офицерская жена) в «Ревизоре», — карикатурные женские фигуры, несущие, по словам самого автора, «идею пустоты».

В поэме «Мертвые души» можно выделить несколько групп женских образов по их месту в образной системе. Единственным самостоятельным образом оказывается образ Коробочки — помещицы, коллеясской секретарши. Коробочка бережлива, «набирает

понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки», живет замкнуто в своем поместье и, в соответствии со своим именем, окружена всевозможными ящичками, коробочками и комодиками, где хранится всякое добро, которое, может быть, так никогда и не пригодится в хозяйстве. Ограниченность, полоумие, нерешительность довершают характер «дубинноголовой» помещицы, относящейся с недоверием ко всему новому в жизни. «Точно ли так велика пропасть, отделяющая ее [Коробочку] от сестры ее?» — спрашивает Гоголь. Вот тут и выясняется, что обе они пусты и никчемны. Но самое страшное то, что образ Коробочки, как и все образы в произведении Гоголя, типичен, что иногда и «государственный даже человек» на деле окажется совершенной Коробочкой.

Другую группу образов в «Мертвых душах» составляют жены помещиков, которые дополняют образы своих супругов. Лизанька Манилова и по внешности, и по характеру похожа на своего мужа. Она так же притворно вежлива, так же не занимается хозяйством, так как это «предметы кухни», а она воспитана хорошо, то есть в пансионе, где «три главных предмета составляют основу человеческих добродетелей: «французский язык, игра на фортепиано и собственно хозяйственная часть, то есть «вязание кошельков и других сюрпризов».

Жена Собакевича, Феодулия Ивановна, противопоставлена своему мужу по внешности, хотя ее степенность в чем-то сродни мужниной неуклюжести.

Единственный женский образ среди помещичества, несущий в себе какое-то положительное начало, — образ умершей жены Плюшкина. При жизни она была «приветливой и говорливой» хозяйкой и славилась хлебосольством. Хозяйство при ней шло хорошо, «все текло живо и свершалось размеренным ходом», а Плюшкин был приятным человеком, в глазах которого «был виден ум». Но с ее смертью все в имении переменилось, вдовец стал скупым, запустил свое хозяйство, а вскоре и сам превратился в «какую-то прореху на человечестве».

В отдельную группу можно выделить образы чиновниц. Эти образы типизированы, что постоянно подчеркивается, даже дама приятная во всех отношениях и просто приятная дама не названы по именам (их имена мы узнаем только из их реплик). Говоря о дамах города NN, Гоголь выделяет ряд черт, характерных для всей прекрасной половины чиновничества. Все они стремятся походить на столичных аристократок, одеваются по моде, хотя иногда среди шикарных нарядов мелькнет какой-нибудь «невиданный землею чепец». Каждая дама уверена в своей неотразимости и стремится показать лучшее, что у нее есть. Еще одна важная черта обитательниц города NN — упрямство: «если ж было почувствовано внутреннее убеждение», то внушить даме что-либо другое не представлялось никакой возможности. Идеалом женского общества является дама приятная во всех отношениях, так как «всякое движение» производит она со вкусом, любит стихи и умеет «мечтательно» держать голову.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)

Вы сейчас читаете сочинение Женские образы в произведениях Гоголя