Жанровое своеобразие в сказках Салтыкова — Щедрина

Сказка — излюбленный жанр многих русских пи­сателей. К нему обращались А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь и многие другие писа­тели. Взглянуть на жанр сказки по-новому позволяют произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина.

К «Сказкам» Щедрин обратился на завершающем этапе своего творчества, подведя в них итог своих размышлений о российской действительности.

В эпоху жестокой правительственной реакции «Сказки» позволяли писателю в завуалированном виде критиковат существующие порядки. Кроме того, сказка, как всеми любимый

жанр, открывала Щедрину пусть к массовому читателю.

В своих «Сказках» М. Е. Салтыков-Щедрн выступает прежде всего как писатель-сатирик. Он беспощадно бичует те явления современной ему жизни, которые всегда вызывали у него резкий протест.

Сказки вобрали в себя элементы сказки народной и литературной, элементы сказочной и реальной действительности, что вкупе с индивидуальным авторским стилем позволило им стать поистине оригинальными произведениями.

В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» мы встречаем множество традиционных сказочных оборотов: «жили были», «по щучьему велению,

по моему хотению», «долго ли, коротко ли», «он там был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало», «ни в сказке сказать, ни пером описать» и т. п. Однако в народных сказках эти выражения являются только лишь присказкой. У Салтыкова-Щедрина же они имеют иронический смысл. Так, выражение «сказано — сделано», примененное относительно генералов, заставляет улыбнуться, так как на самом деле генералы ни на какие решительные действия не способны. Концовка сказки («он там был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало») также используется не случайно. Ведь мужику, так расстаравшемуся ради благополучия генералов, действительно, ничего не досталось.

«Сказки» Щедрина пнаписаны эзоповым языком. Однако читателю всегда удается «расшифровать» писательские иносказания, направленные против глу­пости, чванства, лености, невежества, покорности и многих других пороков.

В «Сказках» Салтыков-Щедрин широко использо­вал и такие приемы, как гротеск, гипербола, антитеза, аллегория. В «Ди­ком помещике» перед читателем предстает опустив­шийся богатый барин, который, оказавшись без слуг, превращается в совершенно дикое животное, поступ­ки которого, конечно, гиперболизированы.

Аллегоричен образ премудрого пескаря. Автор вы­смеивает жизнь обывателя, боящегося всех и вся. Ге­рой этой сказки постоянно сидит взаперти, боится лишний раз показаться из дому, с кем-нибудь загово­рить, завести знакомство. Он живет замкнутой, скуч­ной, жалкой жизнью.

Господствующий класс у М. Е. Салтыкова-Щедри­на во многих сказках представлен в образах хищни­ков. Мы видим невежественных медведей, злых и жестоких орлов, безграмотных львов и т. д. Однако в некоторых случаях сатирик делает довольно понят­ные намеки. Повествуя о Топтыгине, съевшем чижи­ка, он сравнивает: «. все равно, как если б кто кро­хотного гимназистика до самоубийства довел «.

Характерна интонация сказок. В них откровенно звучит авторская ирония. Но насмешке подвергаются не только угнетатели, но и их жертвы. Так мужик из вышеупомянутой «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» с удовольствием высти­лает дно генеральской лодки лебяжьим пухом. М. Е. Салтыков-Щедрин восхищается мастеровито-стью, умелостью, находчивостью простого русского мужика и в то же время не может не удивляться его вековому терпению.

В сказках Салтыкова — Щедрина нашли отраже­ние самые высокие писательские идеалы. Состоя на чиновничьей службе, Щедрин отличался своей непод­купностью, честностью, жаждой справедливости, уважением к простому человеку и вниманием к его нуждам. Эти качества сатирик искал во всех тех, кто по долгу службы обязан был стоять на защите благ че­ловека. Искали. не всегда находил. Но в этом случае перо писателя становилось беспощадным.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Вы сейчас читаете сочинение Жанровое своеобразие в сказках Салтыкова — Щедрина