Жанр поэмы Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорош»
«Кому на Руси жить хорошо» — поэма Николая Алексеевича Некрасова, рассказывающая о семерых крестьянах, отправившихся в путешествие по Руси в поисках самого счастливого человека.
Жанровая принадлежность произведения вызывает множество вопросов и сомнений у читателя. Названная поэмой, она не похожа ни на одно из произведений этого жанра. Многие называют ее «народной поэмой» или «героической поэмой». И правда, Некрасов в своем детище объединил три жанровых мотива: «народную крестьянскую» поэму, ведающую о жизни простых
Николай Алексеевич называл поэму своим любимым творением и определил ее жанр как «эпопея современной крестьянской жизни». Но, как известно, поэма осталась незавершенной. Может ли она называться эпопеей в этом случае? В первую очередь, стоит отметить, что особенность жанра эпопеи состоит в том, что она предполагает раскрытие жизни не одного героя, а всего народа, и, как правило, для этой цели в произведении рассматривается знаменательное историческое событие.
Все известные
Заявленный Некрасовым жанр вынуждал его показать жизнь целого народа в рамках одного произведения, соблюдая при этом требование масштабности. Именно это повлияло на выбор сюжетной линии, основанной на путешествии героев. Мотив странствия в полной степени позволил раскрыть жизнь народа: его обычаи, традиции, события, праздники, культуру. Путешествующие по Руси герои дают возможность существенно расширить художественное пространство произведения. Некрасов щедро украсил текст поэмы народными песнями, поговорками, пословицами, отсылками к русским былинам.
Фольклор играет ключевую роль в произведении, что также является характерной чертой для жанра эпопеи. Нельзя не отметить и обилие сказочных моментов: главные герои — семеро крестьян (часто встречающееся в фольклоре число, считавшееся мистическим), заговорившая пеночка, скатерть-самобранка. Все это делает поэму чрезвычайно близкой к народу.
Как и в любой эпопее, в произведении нет одного главного героя, или даже одного основного персонажа. Семеро мужиков предстают пред читателем как одно целое, и не будет ошибкой назвать их второстепенными персонажами: путешествуя, они встречают много крестьян, и играют, скорее, роль слушателей, тогда как все внимание приковывается к рассказам встречных.