Завещанная потомкам поэзия по творчеству Николая Заболоцкого
В творческую пору жизни Николай Заболоцкий вступил уже после революции. С молодых лет он взыскательно относился к своим произведениям и их подбору, считая, что нужно писать не отдельные стихотворения, а целую книгу. Заболоцкого отличает упорная работа над совершенствованием поэтического мастерства, развитие собственной концепции мироздания.
Период ученичества и подражаний кончился для него в 1926 году, когда поэту удалось найти свой собственный поэтический метод. Основная тема его стихотворений 1926-28 годов зарисовки гордской жизни, вобравшей
О мир, свернись одним кварталом,
Одной разбитой мостовой,
Одним проплеванным амбаром,
Одной мышиною норой,
Но будь к оружию готов:
Целует девку Иванов!
Поэт убежден в пагубности ухода жителей города от их естественного существования в согласии с природой, отсюда сатирическое изображение пошлости и духовной ограниченности обывателя ( «Вечерний бар», «Новый быт», «Ивановы», «Свадьба» и др.)
Определеннное влияние на своеобразную поэтическую манеру Заболоцкого оказало его увлечение живописью Филонова, Шагала, Брейгеля,
Первая книжка Заболоцкого «Столбцы» имела шумный успех. Автора заметили и поддержали Маршак, Тихонов, Тынянов. Но вот дальнейшая литературная судьба поэта оказалась сложной, критики очень враждебно относились к творчеству поэта. После публикации поэмы «Торжество земледелия» в 1933 году травля Заболоцкого усилилась. Он получил клеймо поборника формализма и апологета чуждой идеологии. Его перестали печатать. Но Заболоцкий выбрал жизненным принципом веру и упорство. Средства к существоанию ему давала работа в детской литературе. Наиболее известен его перевод «Витязя в тигровой шкуре» Ш. Руставели. Ему принадлежит также переложение книги Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» и романа де Костера «Тиль Уленшпигель».
В своем творчестве Заболоцкий все более сосредотачивался на философской лирике. Он увлекался поэзией Державина, Пушкина, Баратынского, Тютчева, Гете, Хлебникова, читал труды Энгельса, Вернадского, Григория Сковороды. В 30-х годах он познакомился с работами великого Циолковского. В письме к ученому он писал: «. Ваши мысли о будущем Земли, человечества, животных и растений глубоко волнуют меня, и они очень близки мне. В моих ненапечатанных поэмах и стихах я, как мог, разрешал их».
У поэта сложилась своя натурфилософская система. В ее основе представление о мироздании как единой системе, объединяющей живые и неживые формы материи, о их взаимодействии и взаимопревращении. Развитие идет от первобытного хаоса к гармонии всех элементов. И основную роль здесь играет сознание человека. Именно человек призван взять на себя заботу о преобразовании природы. Заболоцкий хорошо помнил слова Хлебникова: «Я вижу конские свободы и равноправие коров». В поэме «Торжество земледелия» беседуют люди, беседуют и животные:
Смутные тела животных
Сидели, наполняя хлев,
И разговор вели свободный,
Душой природы овладев.
Поэт ратует за то, чтобы социальная справедливость распространялась на отношения человека к животным и всей природе. В его стихах и поэмах 30-х годов и растения, и деревья, и птицы, и животные одушевлены, они имеют свой голос и ведут разговор о смысле бытия на Земле, о месте человека в природе.
Как необыкновенно описание природы в стихотворении «Ночной сад». Перед нами лес длинных труб, приют виолончелей. Стихотворение звучит как музыка ночная, тихая и печальная, а днем в ней слышится шум осеннего ветра, срывающего листья; гром выстрелов охотника, в которого превращается обычный месяц август. «Железный Август в длинных сапогах». И снова ночь. Сад уснул. Все затихло. Только вдруг в небе вспыхнул «мгновенный пламень звездного осколка». Эта вспышка напоминает, что жизнь не уснула. Наступит утро, и все живое проснется. Читая это стихотворение, задумываешься, как сложно устроен мир: в природе, такой прекрасной, живет тревога, идет великая борьба, идет смена дня и ночи, времен года.
Жизнь идет, и постепенно положение Заболоцкого в литературе укрепляется. В 1937 году выходит сборник стихов «Вторая книга». На рабочем столе поэта лежат начатое поэтическое переложение «Слова о полку Игореве», переводы с грузинского, свои новые стихи. Но наступившее благопорлучие оказалось обманчивым. В марте 1938 года Н. А. Заболоцкий был арестован и надолго оторван от литературы, семьи и свободного человеческого существования.
Только в 1946 году Заболоцкий был восстановлен в Союзе писателей и получил разрешение жить в столице. Начался новый, московский период его творчества. Он вернулся к своим литературным замыслам. В стихах Заболоцкий размышляет о нравственных связях человека и природы, над внутренним миром человека.